Пути повышения эффективности труда в России: вызовы и решения

Общественный новости » Пути повышения эффективности труда в России: вызовы и решения
Preview Пути повышения эффективности труда в России: вызовы и решения

Эксперты Президентской академии предлагают решения для достижения целевого показателя роста производительности труда на 20,7% к 2030 году, согласно национальному проекту.

В Президентской академии разъяснили, что нужно сделать, чтобы добиться обозначенной в нацпроекте цели роста этого показателя к 2030 году на 20,7%

Фото: Василий Кузьмичёнок / АГН «Москва»

На недавнем Петербургском международном экономическом форуме Президент России Владимир Путин подчеркнул необходимость перехода страны к модели экономики, где высокие зарплаты обеспечиваются за счет роста производительности труда и улучшения качества рабочих мест. Эта задача вызвала широкое обсуждение среди деловых и научных кругов. Анализ текущего положения и потенциальных решений представили исследователи Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС: Александр Абрамов, Мария Чернова и Андрей Косырев.

За последние 17 лет (2007-2024 гг.) среднегодовой рост производительности труда в России составил 1,26%, что является умеренным показателем и соответствует 58-му месту из 131 в мировом рейтинге. Однако по ряду других важных экономических индикаторов Россия демонстрирует менее благоприятные результаты. Например, совокупная факторная производительность (СФП) в тот же период ежегодно снижалась на 0,54%, что опустило страну на 78-ю позицию в глобальном рейтинге. Доля оплаты труда в ВВП занимает лишь 73-е место, а её динамика – 120-е. Россия также отстает по темпам роста ВВП в долларовом выражении (98-е место) и по ВВП на одного сотрудника по паритету покупательной способности (61-е место из 113). В то же время, по уровню имущественного неравенства (11-е место из 121 страны) и скорости его увеличения (12-е место) Россия входит в число мировых лидеров.

Несмотря на общий рост производительности труда на 25,3% за 17 лет, совокупная факторная производительность в России сократилась на 9,3% за аналогичный период. Доля оплаты труда в ВВП снизилась с 46,7% в 2007 году до 43,9% в 2024 году, а коэффициент Джини, отражающий уровень благосостояния, увеличился с 70,6% в 2007 году до 86,9% к 2022 году, что указывает на усугубление социального неравенства.

Значительный разрыв между динамикой производительности труда и совокупной факторной производительности (СФП) указывает на то, что текущие процессы промышленной революции в России пока не приводят к устойчивому росту ВВП, основанному на повышении эффективности использования трудовых и капитальных ресурсов. Вместо этого, наблюдается перераспределение национального дохода, при котором рост производительности труда в большей степени способствует увеличению прибыли, а не росту оплаты труда, что сопровождается лишь умеренным экономическим развитием. В России этот разрыв составляет 1,8%, что выше, чем в развитых странах, таких как США, но ниже, чем в странах БРИКС. Такая ситуация создает риск того, что автоматизация на уровне отдельных компаний не приводит к общеэкономическому росту добавленной стоимости и СФП, а скорее усугубляет имущественное неравенство и проблему скрытой безработицы.

Основные меры для повышения производительности труда:

Согласно национальным стратегическим целям, к 2030 году производительность труда в России должна увеличиться на 20,7%. Для достижения этой амбициозной задачи эксперты предлагают следующие ключевые шаги:

  • Проведение комплексной оценки эффективности мер по стимулированию производительности труда в рамках национальных проектов, используя расширенный набор показателей, включающих не только СФП, но и динамику доли оплаты труда в ВВП, а также индикаторы имущественного и доходного неравенства.
  • Обеспечение того, чтобы повышение производительности труда приводило к справедливому распределению доходов, поддерживая стабильную долю оплаты труда в ВВП. Это означает, что выгоды от роста добавленной стоимости должны равномерно распределяться между предпринимателями (через прибыль) и работниками (через увеличение зарплат).
  • Внедрение систематического мониторинга показателей производительности труда и СФП на всех уровнях: от отдельных предприятий до целых отраслей экономики.
  • Разработка и реализация целевой программы, направленной на повышение совокупной факторной производительности как на уровне отдельных организаций, так и в масштабе всей национальной экономики.
Автор: Наталия ТРУШИНА
Тэги:
Правительство РФ
БРИКС
Владимир Путин
Россия
Владимир
США