Исследователи из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) представили результаты изучения древних святилищ скифов и сарматов, а также связанных с ними огненных ритуалов и жертвоприношений. Согласно полученным данным, эти святилища были посвящены как культу предков, так и богам войны, причем некоторые из них свидетельствуют о практике человеческих жертвоприношений.

Впервые учеными РГГУ был проведен комплексный анализ и систематизация информации о степных святилищах скифо-сарматского периода, существовавших с VI века до нашей эры по IV век нашей эры.
Как отметил профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ Сергей Яценко, эти святилища часто имеют вид круглых курганов, окруженных земляными валами и рвами, и встречаются на обширной территории от Южного Урала до реки Днепр.
Сергей Яценко подчеркнул, что традиционно археологи сосредотачиваются на исследовании курганов и захоронений скифов и сарматов, оставляя стоянки и святилища менее изученными. Однако погребения предоставляют лишь ограниченные сведения о жизни древних народов. Он также добавил, что святилища сложно обнаружить, так как большинство из них расположены поодиночке или небольшими группами среди курганных кладбищ, и их нередко ошибочно принимают за разграбленные погребальные курганы.

Проведенное исследование выявило, что степные святилища служили местом собраний небольших общин – возможно, родственных или соседских групп скифов и сарматов. Большинство этих культовых мест было посвящено поклонению умершим предкам.
«Существовали также святилища, посвященные богу войны, что было естественным для кочевых народов», – пояснил археолог. В качестве примера он привел находку бронзовой статуэтки всадника на быке в святилище близ Курганинска (Краснодарский край), образ которого имеет параллели с Батразом – богом войны (богом-мечом) в алано-осетинском нартовском эпосе. Кроме того, в сарматских святилищах горных долин Южного Урала были обнаружены предметы вооружения, такие как мечи, которые могли быть объектами поклонения или дарами, что также указывает на их связь с культом бога войны.
Яценко отметил, что многие святилища были стратегически расположены и хорошо видны на местности – на вершинах холмов или в изгибах рек. Они включали в себя священную ограду, отделяющую сакральный мир от мира живых, земляной вал, ров и внутренний жертвенник, обычно представляющий собой скопление камней или массивный камень с подношениями.

«Несмотря на нехватку рабочих рук в степях, кочевники возводили святилища внушительных размеров, иногда достигающие 300 метров в диаметре. Это свидетельствует об их глубокой вере и готовности прилагать значительные усилия ради богов и высших сил», – объяснил Сергей Яценко.
По данным ученых, некоторые святилища имели центральную яму, предназначенную для огненных ритуалов, где многократно поддерживался мощный огонь, несмотря на сложности с добычей дров в степной местности.
«Кочевники почитали огонь как священную стихию, символ созидания и очищения от всего негативного. Огонь считался даром небес, частицей солнца и других сакральных сущностей. Эта традиция возжигания священных огней была распространена среди древних ираноязычных народов и до сих пор сохраняется у парсов – огнепоклонников, мигрировавших из Ирана в Индию. Таким образом, этот ритуал хорошо изучен», – подчеркнул ученый.
Археолог рассказал, что в качестве жертв богам чаще всего приносились части туш животных (лошадей и овец), а также глиняная, бронзовая и деревянная посуда, элементы конской упряжи и оружие. В некоторых святилищах также находили черепа, что является свидетельством человеческих жертвоприношений.
«Черепам придавалось особое значение, поскольку кочевники верили, что в голове сосредоточена жизненная сила человека. Например, при разграблении могил череп часто отделяли от других костей, чтобы предотвратить месть покойного. Череп мог быть самостоятельным подношением, а также использовался для изготовления ритуальных чаш, из которых пили, чтобы обрести дополнительную силу», – пояснил Яценко.
В святилищах археологи обнаруживали преднамеренно поврежденные жертвенные предметы, что, предположительно, должно было обеспечить их переход в мир духов. Например, в одном из курганов были найдены разбитые и разбросанные посуда и зеркало, а в другом – амфоры с обломанными ножками.
Эти уникальные святилища, простирающиеся от Южного Урала и плато Устюрт до Правобережья Днепра, продолжают оставаться значимым источником для дальнейших археологических исследований.
