Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов: Наши Первокурсники Не Уступают Своим Сверстникам 50-летней Давности

Общественный новости » Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов: Наши Первокурсники Не Уступают Своим Сверстникам 50-летней Давности
Preview Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов: Наши Первокурсники Не Уступают Своим Сверстникам 50-летней Давности

В своём недавнем интервью ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Дмитрий Ливанов поделился взглядами на важнейшие аспекты развития образования. Он рассказал о мотивах своего участия в тестировании формата ЕГЭ, об эксперименте с контрольной работой для первокурсников, основанной на экзаменах 1973 года, а также о революционных изменениях в учебном процессе под влиянием искусственного интеллекта. Кроме того, в беседе были затронуты темы создания пяти новых научно-исследовательских институтов Физтеха, стратегической важности изучения технического китайского языка и общей трансформации образовательной парадигмы в современном мире.

Ректор Московского физтеха Дмитрий Ливанов.
Ректор Московского физтеха Дмитрий Ливанов.

Приемная Кампания и Уникальность Обучения в МФТИ

Приёмная кампания в МФТИ традиционно выделяется высоким конкурсом и качеством абитуриентов. В текущем году на первый курс бакалавриата поступило немногим более тысячи студентов со средним баллом ЕГЭ 97,6. Дмитрий Ливанов подчёркивает, что институт намеренно ограничивает набор, сохраняя приоритет качеству над количеством. Это решение основано на убеждении, что высокий интеллектуальный уровень студентов и их активное общение способствуют более глубокому обучению.

Среди поступивших первокурсников впечатляет число олимпиадников: 227 победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по таким предметам, как физика, астрономия, математика, информатика, химия и биология. Отдельно стоит отметить 16 членов сборных команд России, представлявших страну на международных олимпиадах. Кроме того, 285 студентов имеют 100 баллов по ЕГЭ хотя бы по одному предмету, 50 – по двум, а 5 из 12 российских трехсотбалльников также выбрали Физтех. Все эти студенты обучаются на бюджетной основе.

Платное отделение, принимающее около 150-200 человек ежегодно (примерно 15% от общего набора), ограничено возможностями предоставления общежития, которое гарантируется каждому первокурснику на весь период обучения. Средний балл платных студентов также очень высок – около 92. Стоимость обучения составляет примерно 750-800 тысяч рублей в год с планами на дальнейшее повышение. Ректор рассматривает эти расходы как инвестиции в будущее, которые многократно окупятся. Он также выражает поддержку государственным мерам по регулированию платных мест, направленным на повышение качества образования в целом.

ЕГЭ, Проверка Времени и Стандарты Качества

Дмитрий Ливанов, наряду с коллегами-преподавателями, лично участвует в прохождении упрощенного теста по формату ЕГЭ (первые 20 задач за час). Цель этого действия — продемонстрировать школьникам, что физика – это интересная и доступная наука, открывающая путь к технологическим и инженерным профессиям, и стимулировать их выбор физики в качестве предмета для ЕГЭ.

В этом году МФТИ провёл необычный педагогический эксперимент: первокурсникам была предложена контрольная работа, состоящая из вступительных экзаменационных заданий 1973 года. Результаты оказались поразительными: 90% студентов успешно справились с этими задачами, что свидетельствует о том, что их уровень подготовки соответствует или даже превосходит требования полувековой давности. Этот эксперимент стал убедительным опровержением мифа о снижении качества российского школьного образования.

Дискуссия о Роли Русского Языка в Приеме

Руководители ведущих технических вузов, включая МФТИ, уже несколько лет выступают за пересмотр значимости русского языка при поступлении на инженерные специальности. Они предлагают уменьшить его вес, сделав, например, зачетным или придавая меньший вклад, чем профильным предметам (физике, математике, информатике). Ливанов считает, что текущая система, где русский язык вносит такой же вклад в общий конкурсный балл, как физика, некорректна, поскольку трудоемкость и профильность этих экзаменов для будущих инженеров существенно различаются. Он выражает надежду на предоставление ведущим университетам большей свободы в определении правил приёма, учитывающих специфику технических специальностей.

Сложности Обучения и Отсев

Учёба в МФТИ известна своей интенсивностью. Тем не менее, отсев студентов за весь четырёхлетний период обучения составляет от 20% до 25%, что, по мнению ректора, является приемлемым показателем. Часть студентов переводится в другие вузы, охотно принимающие физтеховцев, другие берут академический отпуск.

Глобальные Вызовы: Языки и Искусственный Интеллект

Стратегическая Важность Китайского Языка

МФТИ принял решение о введении обязательного изучения китайского языка как второго иностранного, после английского. Этот шаг отражает возрастающую роль Китая в мировой научно-технологической сфере. Современному инженеру крайне важно уметь работать с технической документацией на китайском языке, так как уже более половины мировых научных публикаций и технической документации в ключевых областях STEM создаются на китайском языке или при участии китайских авторов. Изучение нового языка также способствует общему интеллектуальному развитию студентов.

Влияние Искусственного Интеллекта на Образовательный Процесс

Массовое распространение технологий искусственного интеллекта и глубокого обучения привело к кардинальным изменениям в образовании. Многие традиционные педагогические методы, такие как письменные домашние работы, теряют смысл, поскольку 85-90% школьников и студентов используют нейросети для их выполнения. МФТИ, признавая эту реальность, отказался от таких заданий.

Дмитрий Ливанов подчёркивает, что ИИ, хотя и часто даёт правильные ответы, не всегда безупречен и может допускать ошибки в нестандартных или требующих глубокого анализа задачах. При этом ИИ способен освободить преподавателей от рутинных интеллектуальных операций, например, проверки простых тестов, позволяя им сосредоточиться на творческой и индивидуальной работе со студентами.

Парадоксально, но вызовы, связанные с ИИ, ведут к возрождению живого общения между студентом и преподавателем как основной формы обучения. Эта модель напоминает средневековую систему “учитель-ученик” или “мастер-подмастерье”, где знания и навыки передавались через непосредственный диалог и взаимодействие.

Развитие Прикладной Науки: Новые НИИ МФТИ

Институт Искусственного Интеллекта и Коммерциализация Исследований

МФТИ активно развивает направление прикладной науки, создав пять новых научно-исследовательских институтов, одним из которых является Институт искусственного интеллекта. Этот институт объединил более 20 лабораторий и центров, ранее действовавших на различных факультетах, с целью создания синергии в исследованиях ИИ и нейросетей. Его основная миссия – прикладные разработки и получение дохода от выполнения заказов для компаний и государства.

Ректор поясняет, что необходимость в генерации доходов обусловлена потребностью в масштабных инвестициях в развитие вуза, строительство инфраструктуры и, главное, в привлечение и удержание высококлассных специалистов. Конкуренция с быстрорастущей IT-отраслью требует предоставления конкурентных зарплат преподавателям и исследователям.

Хотя в России нет отдельной дисциплины “Искусственный интеллект”, эта область находится на пересечении математики, компьютерных наук и микроэлектроники. Благодаря сильной российской математической школе, имеющей глубокие корни еще с Российской империи и расцветшей в Советском Союзе, страна обладает значительным потенциалом и конкурентоспособностью в развитии ИИ. Для успешного прогресса нужен “естественный интеллект” – умные люди с качественным математическим образованием, и такие специалисты в России есть.

Институт ИИ МФТИ активно работает на рынке, выполняя исследования по заказу компаний и государственных структур. Основная цель – повышение экономической эффективности за счёт использования ИИ-технологий, автоматизация процессов (например, в колл-центрах и логистике) и освобождение человека от рутинных интеллектуальных и физических операций. МФТИ сосредоточен на нескольких ключевых направлениях:

  • Робототехника: разработка как программного обеспечения, так и аппаратных робототехнических систем.
  • Ассистенты человека: создание интеллектуальных систем-помощников, способных выполнять рутинные интеллектуальные задачи (например, ассистенты для учителей по проверке работ).

Эти разработки находят применение в широком спектре отраслей, включая здравоохранение, горное дело, металлургию и многие другие сферы экономики, где требуется анализ больших объемов информации и автоматизация процессов.