Рестораны уходят с Патриарших прудов

Общественный новости » Рестораны уходят с Патриарших прудов
Preview Рестораны уходят с Патриарших прудов

Ресторан Amy, открывшийся три года назад в Большом Козихинском переулке, прекратил свою работу. По подсчетам участников рынка, это уже шестое закрытие или переезд заведений общественного питания в районе Патриарших прудов за последнее время. Одной из ключевых причин называют непомерно высокую арендную плату. Возникает вопрос: изменилась ли аудитория Патриарших и, соответственно, ее средний чек?

Вид на Патриаршие пруды

Ресторатор Максим Ливси, проживающий на Патриарших прудах уже 16 лет, вспоминает время, когда даже таксисты не знали, где находится этот район. Около десяти лет назад «Патрики» стали модным местом, во многом благодаря таким ресторанам, как Uilliam’s, который, кстати, сам съехал прошлой осенью после 13 лет работы. По словам Ливси, за эти годы состав аудитории значительно изменился. Теперь сюда приезжает вся страна просто погулять, и район все больше напоминает Старый Арбат. Однако большинство этих людей не готовы тратить большие суммы в дорогих ресторанах. Арендодатели, взвинчивающие цены, по всей видимости, этого не осознают.

«Мне кажется, сейчас здесь должен процветать бизнес тех, кто рисует шаржи, продает сахарную вату, и всякие недорогие закусочные, потому что люди приезжают со средним бюджетом. Они не хотят тратить в ресторане 10 тысяч рублей; они просто хотят погулять. Думаю, что на Малой Бронной самые популярные сейчас магазины — это «Ароматный мир» с алкоголем и «Густо» с сигаретами и водой. Основные посетители просто встречаются здесь. Это как памятник Пушкину. Люди больше не едут сюда целенаправленно в ресторан. Они теперь приезжают походить, погулять друг с другом, познакомиться. Патриаршие пруды — это теперь офлайновый Tinder.»

На вопрос о том, почему арендодатели не улавливают этот тренд, Максим Ливси отвечает:

«Арендодатели не всегда являются предпринимателями или бизнесменами. Это класс рантье, которым когда-то по тем или иным обстоятельствам выкупили или достались эти помещения. Они заходят в Telegram, видят, что сегодня на Патриарших были толпы. Они уверены — и я понимаю их логику — что стоимость аренды их площади должна вырасти. Но они не ведут бизнес, они сами не занимаются коммерческой деятельностью.»

Настоящие гурманы, ценящие качественную еду и готовые за нее платить, во многом переместились на Большую Никитскую улицу. Эта улица, где когда-то было больше банков, чем заведений общепита, в последние годы стала главной гастрономической локацией Москвы. Пионером здесь стал ресторатор Илья Тютенков — один из основателей того самого Uilliam’s на Патриарших, который затем открыл «Уголек» на Большой Никитской, после чего туда потянулись и другие игроки рынка.

В Telegram-каналах активно обсуждается, что исход ресторанов с Патриарших связан с завышенной арендой. Ходят слухи, что, например, для заведения Amy ставки подняли вдвое. Насколько это соответствует действительности? Своим мнением делится Марина Малахатько, партнер агентства NF Group:

«Это громко сказано. Но ставки действительно существенно выросли. В среднем запрашиваемая стоимость аренды увеличилась на 20%, хотя «Патрики» и так были перегреты с точки зрения арендных ставок. То есть после Столешникова переулка и Петровки это была самая дорогая локация.»

Когда речь заходит о сравнении ставок с основными конкурентами, такими как Большая Никитская, Малахатько отмечает:

«На Большой Никитской, в том кластере, где рестораторы хотят работать, вакансий, по сути, нет. На Патриарших же запрашиваемая ставка аренды по-прежнему составляет 150-180 тысяч рублей за квадратный метр в год без НДС.»

С другой стороны, стоит вспомнить, как еще в 2016 году уставшие от повышенного внимания местные жители Патриарших называли приезжих туристов «саранчой» и требовали от городских властей, чтобы рестораны закрывались к 23:00. Станет ли их жизнь спокойнее, если «Патрики» все больше будут превращаться в место сбора «зумеров», — большой вопрос. Эксперты также отмечают, что уход модных ресторанов имеет и другую сторону: именно они во многом формировали имидж Патриарших как «места силы», что привело к одним из самых высоких цен на недвижимость в столице.