В летние месяцы, когда в школах традиционно происходит распределение учеников по классам на новый учебный год (особенно это касается переходящих в новые этапы обучения), мошенники активизировали новую схему обмана. Об этом рассказал Даниил Бориславский, директор по продукту Staffcop направления инфобезопасности «Контур.Эгида», предупредив родителей в беседе с изданием.
Злоумышленники звонят родителям, представляясь сотрудниками школы или даже представителями министерства образования. Они начинают разговор с уточняющих вопросов, например, переходит ли ребенок в пятый класс.
По словам эксперта, если родитель подтверждает эту информацию, он попадает в «воронку доверия». Далее мошенники используют убедительную легенду: «Школа уже составила предварительные списки, но необходима срочная сверка данных с региональной базой. Без этой сверки ребенок может не попасть в нужный класс или остаться незачисленным из-за нехватки мест». Играя на естественном волнении родителей, они предлагают решение: «Сейчас вам придет СМС от портала Госуслуг. В нем будет указан порядковый номер вашего ребенка в областном реестре. Просто продиктуйте нам этот номер, и мы внесем данные».
На самом деле, никакой региональной сверки списков не проводится. СМС, о котором говорят мошенники, содержит код подтверждения для входа в аккаунт пользователя на Госуслугах. Получив этот код, злоумышленники получают полный доступ к личным данным, могут оформлять различные услуги и даже брать кредиты от имени жертвы, предостерег Бориславский.
Сценарий с опорой на «школьную» тематику выглядит крайне реалистично: он совпадает по времени с реальными процессами в школах, использует бюрократическую риторику («межведомственная сверка», «областной список», «порядковый номер») и создает ощущение срочности и страха: «иначе ребенок не попадет в класс».
Эксперт особо отметил, что ни сотрудники школ, ни представители государственных органов никогда не запрашивают по телефону СМС-коды или другую конфиденциальную информацию. Он призвал родителей проявлять бдительность, ни при каких обстоятельствах не диктовать коды из СМС и всегда перепроверять любую подобную информацию, обращаясь напрямую в учебное заведение, через официальные каналы связи портала Госуслуг или в проверенных родительских чатах.
