Россия может ввести запрет на экспорт бензина: названы плюсы и минусы

Общественный новости » Россия может ввести запрет на экспорт бензина: названы плюсы и минусы
Preview Россия может ввести запрет на экспорт бензина: названы плюсы и минусы

Российские власти рассматривают ограничение вывоза бензина для стабилизации внутренних цен.

На российском топливном рынке активно обсуждается предложение о введении временного запрета на экспорт бензина для крупных производителей, который может продлиться до октября текущего года. По сообщениям источников в энергетических кругах, этот вопрос находится на стадии проработки в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Актуальность темы связана с обострением ситуации на рынке этим летом. Давайте разберемся, почему возникла такая необходимость, насколько вероятен подобный мораторий и какие последствия он может иметь.

Ситуация с дефицитом и ценами на бензин традиционно накаляется в летний сезон. Нынешний год не стал исключением, предоставив несколько причин для рассмотрения запрета на экспорт бензина для вертикально интегрированных нефтяных компаний.

Минэнерго, согласно инсайдерской информации, еще недавно обсуждало с нефтяниками проблему резкого скачка биржевых цен. Хотя после этого котировки несколько снизились, общий уровень остается высоким, а объемы торгов на бирже сократились. В то же время, спрос на АЗС растет, что заставляет нефтяников направлять больше топлива на собственные заправки, сокращая биржевые поставки. Дополнительным фактором является проведение планового технического обслуживания на многих НПЗ в сентябре. Именно введение моратория на экспорт может стать инструментом для решения этих проблем.

Официальная позиция Минэнерго, однако, опровергает эту инициативу. Ведомство заявляет, что текущие запасы топлива в России близки к рекордным показателям, и нет объективных причин для резкого роста цен.

“Традиционно в летний период отмечается увеличение спроса на топливо как со стороны агропромышленного комплекса, так и в связи с ростом автомобильного туризма”, — прокомментировали в министерстве. “Ситуация на рынке топлива стабильна. Высокие запасы бензина и дизельного топлива гарантируют бесперебойное внутреннее снабжение”. Минэнерго продолжает мониторинг, подчеркивая, что “отрасль полностью готова к сезонному увеличению спроса, и дефицита нефтепродуктов не ожидается”.

Так возможен ли все-таки запрет на экспорт бензина и к каким результатам он приведет? Своим мнением по этому вопросу поделилась ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

Комментируя возможность полного запрета на экспорт бензина для крупнейших нефтяных компаний до конца октября, эксперт отметила, что в настоящее время ограничения действуют только для нефтетрейдеров, нефтебаз и небольших производителей. Если запрет распространят на лидеров отрасли, их реакция, скорее всего, будет негативной.

По мнению Натальи Мильчаковой, правительство рассматривает этот шаг как дополнительный административный метод сдерживания инфляции, действующий параллельно с мерами Центробанка. Чиновники, вероятно, считают, что такие ограничения помогут остановить рост цен на бензин.

Эксперт анализирует последствия: с одной стороны, введение запрета в краткосрочной перспективе действительно увеличило бы поставки на внутренний рынок и замедлило рост цен. С другой стороны, столкнувшись с невозможностью прибыльно продавать нефтепродукты за рубеж, производители могут сократить объемы производства бензина, что, парадоксально, может создать дефицит и снова подтолкнуть цены вверх. Более того, крупные нефтяные компании в такой ситуации, вероятно, усилят давление на правительство, добиваясь ослабления рубля. А ослабление национальной валюты является серьезным инфляционным фактором, способным свести на нет все позитивные эффекты от увеличения предложения бензина на внутреннем рынке.