
Покупка товаров, а также оплата госпошлин и налогов — в числе ключевых сценариев использования новой цифровой валюты
Фото: Svetlana Vozmilova/ Global Look Press
Согласно новому исследованию, проведенному ВТБ и Brand Analytics, граждане России особенно ждут возможности использовать цифровые рубли для уплаты налогов, государственных пошлин и приобретения товаров и услуг. Эти операции возглавляют список ожидаемых сценариев использования новой цифровой валюты, которая будет массово внедрена в 2026 году. Исследование базируется на всероссийском опросе и анализе около 25 миллиардов сообщений в социальных сетях. Результаты опроса показывают, что 43% респондентов заинтересованы в оплате налогов цифровыми рублями, 39% — в получении государственных пособий, а 36% — в осуществлении переводов между физическими лицами.
Цифровой рубль: ожидания и преимущества
Цифровой рубль выходит за рамки чисто технологической инновации, становясь предметом активного общественного обсуждения. Анализ, проведенный ВТБ и Brand Analytics перед форумом «Финополис-2025», выявил, что россияне уже строят свои ожидания относительно новой формы национальной валюты – от упрощенной уплаты налогов и обеспечения прозрачности платежей до сокращения комиссионных сборов.
Среди наиболее востребованных операций с цифровым рублем опрошенные выделили уплату налогов и государственных пошлин (43%). За ними следуют покупка товаров и услуг, а также получение государственных пособий (по 39%). В топ-5 ожидаемых сценариев также вошли денежные переводы между гражданами (36%) и выплата заработной платы (28%).
Примерно 42% граждан выразили готовность использовать цифровые рубли наравне с традиционными наличными и безналичными расчетами. Для 10% опрошенных формат денег не играет существенной роли. Ключевыми преимуществами цифрового рубля участники опроса назвали его надежность (средства находятся под контролем Банка России – 41%), снижение комиссий за переводы и платежи (39%), а также удобство доступа через мобильные приложения любых банков (38%).
Значительное большинство — 68% респондентов — готовы получать зарплату в цифровой форме, а еще 12% пока рассматривают этот вопрос. Главными стимулами для такого перехода были названы дополнительные бонусы и выгоды (44%), а также гибкий график получения выплат (например, еженедельно или ежедневно).
Перспективы внедрения и общественный резонанс
Вадим Кулик, заместитель президента — председателя правления ВТБ, подчеркнул: «Будучи одним из крупнейших банков страны с передовой цифровой инфраструктурой, ВТБ активно участвует в тестировании операций с цифровыми рублями. Мы исследуем различные сценарии, такие как оплата штрафов, получение пособий, совершение покупок и применение смарт-контрактов. Наш анализ показывает, что наибольший спрос будет наблюдаться на те операции, где цифровой рубль интегрируется в новые, более комплексные пользовательские сценарии, а не просто выступает в роли платежного средства».
Цифровой рубль представляет собой электронную версию российской национальной валюты, эмитируемую Центральным банком. Его повсеместное внедрение планируется с 1 сентября 2026 года. Начиная с середины 2023 года, более десяти ведущих российских банков, включая ВТБ, уже участвуют в пилотном проекте Банка России, апробируя различные способы использования цифрового рубля.
Одновременно с опросом Brand Analytics провела масштабный анализ, охвативший почти 25 миллиардов русскоязычных публикаций в социальных сетях с начала 2025 года. Аналитики отметили, что тема цифрового рубля вызывает значительный общественный резонанс, превосходя по уровню дискуссии такие вопросы, как прогрессивная шкала НДФЛ, хотя и уступает по объему обсуждений теме ключевой ставки.
В социальных сетях пользователи чаще всего проводят параллели между цифровым рублем и наличными деньгами (21% упоминаний). Среди других популярных тем обсуждений — его роль в контексте государственных пособий и льгот (17%), обеспечение прозрачности платежей (16%) и аспекты безопасности (13%). По данным Brand Analytics, для основной части аудитории цифровой рубль ассоциируется с технологическим развитием и адресной социальной помощью.
Василий Черный, директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics, прокомментировал: «Цифровой рубль воспринимается как символ технологического прогресса и прозрачности. Однако его успешное внедрение будет прямо зависеть от уровня доверия граждан, обеспечения безопасности и эффективности информационно-разъяснительной работы в медиа и социальных сетях».