Рост дефицита бюджета РФ: Почему показатели превысили прогнозы вдвое

Общественный новости » Рост дефицита бюджета РФ: Почему показатели превысили прогнозы вдвое
Preview Рост дефицита бюджета РФ: Почему показатели превысили прогнозы вдвое

Эксперты анализируют причины резкого увеличения дефицита и прогнозируют его последствия для жителей России.

По итогам первого полугодия дефицит федерального бюджета России достиг 3,4% от ВВП, что существенно превзошло годовые прогнозы, скорректированные в мае-июне. Премьер-министр Михаил Мишустин подтвердил эти данные. Эксперты подробно разобрали основные факторы, приведшие к такому резкому увеличению дефицита, а также оценили возможные пути его сокращения и влияние на повседневную жизнь российских граждан.

Эксперты объяснили, как дефицит бюджета скажется на россиянах
Фото: Наталья Мущинкина

Министерство финансов уточнило, что заявленный показатель отражает дефицит за первое полугодие относительно ВВП этого периода, а не за весь год. Изначально на 2025 год планировался дефицит в 1,7% ВВП. Согласно данным Минфина, за первые шесть месяцев он составил 3,4 трлн рублей, что эквивалентно 1,6% от годовой оценки ВВП или 3,4% от ВВП за само полугодие. Аналитик Владимир Чернов из Freedom Finance Global назвал пять ключевых причин, обусловивших столь значительный рост бюджетного дефицита:

  • Ускоренное финансирование расходов. В январе 2025 года значительный объем бюджетных средств был направлен на авансовое финансирование (рост на 64,1% по сравнению с январем 2024 года), что позже замедлилось до 12,9% за период с февраля по июнь. Это было вызвано необходимостью оперативного заключения контрактов и авансирования важнейших направлений, включая льготную ипотеку, социальную поддержку, агропромышленный комплекс и оборонные нужды.
  • Сокращение нефтегазовых поступлений. За год нефтегазовые доходы снизились на 16,9%, составив 4,735 трлн рублей. Основными факторами стали падение средней цены на нефть (с $69,7 до $56 за баррель) и укрепление рубля (средний курс доллара оказался ниже заложенных в бюджет 96,5 рубля). В результате бюджет недополучил около 447 млрд рублей, что усугубило дефицит.
  • Перенос части доходов. Некоторые ожидаемые доходы были перенесены с первого на второе полугодие, что временно увеличило дефицит в первой половине года.
  • Недостаточный рост ненефтегазовых поступлений. Несмотря на увеличение ненефтегазовых доходов на 12,7% до 12,85 трлн рублей (благодаря НДС, НДФЛ и акцизам), общий рост доходов (2,8% за год) оказался ниже уровня инфляции (7,6%), что не позволило полностью компенсировать увеличившиеся расходы.
  • Влияние высоких ставок и внешних факторов. Высокая ключевая ставка ЦБ РФ, направленная на сдерживание инфляции, а также укрепление рубля (до 78 рублей за доллар, что ниже прогноза) привели к снижению экспортных доходов, особенно в условиях падения мировых цен на нефть и металлы.

Воздействие текущего бюджетного дефицита на российскую экономику будет комплексным и во многом определяться стратегией правительства по его покрытию во втором полугодии. Владимир Чернов подчеркивает, что сам по себе рост дефицита не является критическим, однако он увеличивает потребность либо в привлечении займов, либо в расходовании резервов. Увеличение государственных заимствований может привести к росту внутренних процентных ставок и усилить давление на банковскую систему. Использование резервов, в свою очередь, сократит «подушку безопасности» Фонда национального благосостояния (ФНБ), предназначенную для стабилизации экономики в кризисные периоды.

По мнению Игоря Николаева, главного научного сотрудника Института экономики РАН, возникший дефицит неизбежно потребует покрытия, что создает риск усиления налоговой нагрузки. Он напомнил о уже принятых мерах, таких как повышение налога на прибыль с 20% до 25% с 1 января 2025 года, введение прогрессивной шкалы НДФЛ и корректировка рентных доходов. Николаев предполагает, что, возможно, не будет столь масштабных системных изменений, но повышение налогов все равно вероятно. Превышающий ожидания дефицит представляет собой значительные экономические издержки, замедляющие развитие. Традиционно в таких ситуациях сокращения начинаются с инвестиционных расходов, тогда как социальные траты, по словам Николаева, если и будут урезаны, то минимально.

Что ждать дальше? Прогнозы экспертов

Игорь Николаев прогнозирует, что по итогам текущего года дефицит может превысить показатель пандемийного 2020 года (4,1 трлн рублей), достигнув около 8 трлн рублей, что в процентном отношении составит менее 4% ВВП, но по-прежнему является значительной суммой. В то же время, Владимир Чернов предлагает более умеренный прогноз: при продолжении роста расходов на оборону или льготную ипотеку и сохранении низких нефтегазовых доходов, дефицит федерального бюджета к концу года может составить до 5 трлн рублей, или 2-2,5% ВВП.