
Основная проблема, возникшая из-за перебоев с мобильным интернетом, связана не столько с невозможностью провести безналичный расчет, сколько с необходимостью онлайн-проверки маркированных лекарственных препаратов на кассе. В регионах, где мобильная связь отсутствовала длительное время (например, две недели в Нижнем Новгороде и целых три в Туле), это создавало существенные неудобства для клиентов и аптек.

Последствия ограничений работы мобильной связи для фармацевтической розницы подробно описывает издание «Фармацевтический вестник».
Аптеки в отдаленных или проблемных зонах лишаются возможности продавать лекарства, если мобильный интернет отсутствует более 72 часов. Это связано с ограничением работы так называемого офлайн-модуля системы маркировки «Честный знак», который позволяет сканировать коды даже без постоянного соединения. Однако, по истечении трех суток система требует синхронизации данных и блокирует дальнейшие продажи. Таким образом, если у аптеки нет стабильного кабельного интернета, реализация медикаментов фактически останавливается.
Ситуацию комментирует корреспондент «Фармацевтического вестника» Мария Гордеева:
С начала июля в фармацевтических чатах работники аптек фиксировали проблемы с интернетом в разных городах. Просто не было интернета. Соответственно, аптеки с отключением интернет-связи на более чем три дня не могут передать данные кодов маркировки. Это с начала июня обязательное действие, потому что, согласно постановлению правительства № 257, продажа лекарственных препаратов требует обязательной онлайн-проверки на кассе. Как выяснил «Фармацевтический вестник», аптеки, которым знакома проблема с перебоями интернета, используют локальный модуль «Честного знака». Он представляет собой программное обеспечение, которое отдельно скачивается и встраивается в кассовое программное обеспечение, в программное обеспечение аптеки. При отсутствии интернет-соединения и невозможности произвести онлайн-проверку кода маркировки автоматически срабатывает офлайн-проверка, которая происходит как раз с помощью локального модуля «Честного знака». Основная проблема, о которой нам рассказали в Новгородской профессиональной ассоциации фармацевтических работников, заключается в том, что офлайн-модуль «Честного знака» не дает работать больше трех дней. То есть он блокируется. И что тогда происходит? Фиксируются отклонения, ошибки в личном кабинете «Честного знака» клиента, и ответственность в этом случае лежит на аптеке. То есть аптека попадает под санкции.
Как указывает «Фармвестник», локальные сбои на отдельных торговых точках подтвердили крупные аптечные сети. Оператор системы «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — осведомлен о сложной ситуации. Позже в редакцию поступил комментарий ЦРПТ:
Система маркировки не влияет на продажи, а просто работает внутри уже существующих процессов. С 1 июня 2025 года для лекарств действует разрешительный режим онлайн. В случае отключения интернета механизм предполагает локальный модуль: если при продаже лекарства в течение 1,5 секунды касса не получает ответ от системы маркировки, то она автоматически переходит в офлайн-режим проверки. Сейчас обязательства по установке локального модуля нет, но оно наступит с 1 сентября. До этого времени аптеки могут продавать лекарства при отсутствии интернета, не переходя на офлайн-проверку.
Представители аптечных сетей также высказались по поводу влияния перебоев связи.
Наши кассы работают по рекомендованному алгоритму: если код не проходит проверку за несколько секунд, мы регистрируем продажу, фиксируем код в кассе и отправляем сведения в систему без онлайн-проверки. Это полностью соответствует требованиям, но при этом не создает неудобств ни нам, ни покупателям. Все лекарства в наличии.
Проблемы с мобильным интернетом не повлияли на работу наших касс, так как мы заранее провели кабельный интернет во все наши аптеки. Благодаря стабильному соединению маркировка пробивается мгновенно и данные передаются в «Честный знак». Ассортимент полностью доступен для покупки.
Нижегородская областная фармация (НОФ) также опровергла заявление АСНА по этому вопросу.