
В понедельник Трамп обещал сделать важное заявление о России
Американские политики часто используют громкие выражения. Например, в октябре 2015 года экс-президент Барак Обама заявил, что “разорвал российскую экономику в клочья”. Кажется, последние десять лет Запад безуспешно пытается найти эти “клочья”.

Несмотря на это, сторонники санкций не теряют надежды.
2 августа 2018 года сенатор-республиканец Линдси Грэм (внесен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов) и сенатор-демократ Боб Менендес (отбывает 11-летний срок за незаконное лоббирование интересов Египта) внесли в Сенат проект закона «О защите американской безопасности от агрессии Кремля», назвав предлагаемые ограничения «санкциями из ада». Изначально их разрушительное воздействие было преувеличено; они предусматривали новые ограничения для российских нефтегазовых компаний и банков, а также преследование лиц, связанных с оборонно-промышленным комплексом, и запрет на полеты в США для российской государственной авиакомпании. Эти меры кажутся незначительными по сравнению с нынешними. В декабре 2018 года Сенатский комитет по международным делам отклонил этот проект. Вероятно, тогдашний президент Трамп повлиял на сенаторов, чтобы избежать принятия закона, ограничивающего его внешнеполитические возможности, как это произошло с законом CAATS («О противодействии противникам Америки посредством санкций») от 28 июля 2017 года. CAATS фактически усилил контроль Конгресса над администрацией президента. Согласно этому акту, Минфин, Госдеп и Служба национальной разведки обязаны ежегодно отчитываться по санкциям и вводить новые ограничения против России, Ирана и КНДР. Наиболее заметные меры по CAATS были приняты в марте-апреле 2018 года, когда в списки SDN OFAC (Управление по контролю за иностранными активами Минфина) попали сотни российских компаний и граждан. Однако из-за роста цен на алюминий в США эту конкретную санкцию удалось временно нейтрализовать.
После начала СВО санкционное давление на Россию многократно возросло. По данным Минфина России, озвученным президентом Путиным в марте, число западных ограничений достигло 28 595. Замминистра иностранных дел Сергей Рябков недавно сообщил, что их уже более 30 тысяч, не считая вторичных санкций против зарубежных структур, продолжающих сотрудничать с Россией.
Вернувшись к власти, Дональд Трамп до недавнего времени не инициировал новые санкции против России, ссылаясь на их высокую стоимость для США (миллиарды долларов) и возможность помешать переговорам по украинскому конфликту.
Однако Трамп известен своей непоследовательностью. 8 июля он выразил разочарование позицией Владимира Путина по урегулированию на Украине и пообещал «небольшой сюрприз». 10 июля в интервью NBC News он подтвердил свое разочарование, заявив, что готов подождать «пару недель», но предупредил о «важном заявлении по России» в понедельник, 14 июля.
Трамп не раскрыл деталей, но предполагается, что он объявит о новой военной помощи Киеву, возможно, с отсрочкой. Также ожидается заявление о его официальной поддержке законопроекта «Акт о санкциях против России в 2025 году».
Этот проект, представленный в Сенат Линдси Грэмом 1 апреля, набрал 82 соавтора от обеих партий, что обеспечивает преодоление возможного президентского вето. Аналогичный проект с 26 соавторами внес в Палату представителей республиканец Брайан Фицпатрик.
«Акт» предусматривает введение 500-процентных ввозных пошлин на все товары и услуги из стран, продолжающих закупать российские нефть, нефтепродукты, газ, уголь и уран, если Россия откажется от «мирных переговоров с Украиной». Также ужесточается контроль за финансовыми операциями с российскими резидентами. Авторы подчеркивают, что основной целью являются Индия и Китай, покупающие 70% российского нефтяного экспорта. Эти пока обсуждаемые меры названы авторами «сокрушительными».
Хотя проект полностью поддержан в Сенате, в Палате представителей его перспективы менее определенны. Некоторые конгрессмены-республиканцы опасаются, что столь высокие пошлины могут обрушить мировой энергетический рынок, спровоцировать глобальную рецессию и, как минимум, поднять цены на бензин в самих США. Кроме того, такой закон поставит крест на переговорах с Россией.
Изначально Трамп был недоволен этим законопроектом, опасаясь, что сенаторы попытаются ограничить его санкционную политику, как это было с CAATS. По неофициальной информации, администрация президента дала понять авторам, что закон нужно скорректировать под нужды президента. Сенаторы-«ястребы» пошли на уступки.
В «Акт» включили отсрочку для Китая и Индии: 500-процентные пошлины не будут применены, если эти страны «станут помогать Украине». Конкретные условия помощи не уточнены. Это считается существенным смягчением.
Ключевым для Трампа стало получение реальной возможности замораживать 500-процентные пошлины на длительный срок, как это практиковалось с поправкой Джэксона–Вэника. Большинство сенаторов также дали понять, что не будут голосовать за проект без полного одобрения Трампа.
В итоге, после правок, президент получил право замораживать санкции сначала на 90 дней, потом на 180, но под контролем Конгресса. По некоторым данным, парламентский контроль может быть полностью снят, а срок заморозки увеличен до года. Лидер республиканского большинства в Сенате Джон Тьюн подтвердил готовность сенаторов предоставить Трампу «любые инструменты, которые ему нужны, чтобы Россия наконец-то села за стол переговоров».
Тьюн фактически намекнул, что согласно последней версии «Акта», президент сможет вводить «сокрушительные» санкции выборочно. Например, можно будет не трогать Венгрию, где половина электроэнергии производится на российском уране, а большая часть остального – на российском газе.
Однако с Китаем ситуация сложнее. Отказ от российских энергоносителей обойдется Китаю примерно в $50 млрд в год по текущим ценам, а в случае полного ухода России с рынка — вдвое больше. Хотя это лишь около 10% импорта Китая, такой шаг может подорвать всю торговлю с Россией (четвертым торговым партнером Китая) и привести к потере «лица» Пекином, что негативно скажется на его внешнеэкономических связях.
Таким образом, «сокрушительные» санкции, даже если пройдут Конгресс (на одобрение осталось около двух недель до августовского перерыва), скорее всего, останутся лишь потенциальным инструментом Трампа. Их реальное применение будет слишком costly, прежде всего для самих США, а не только против России. The New York Times, ссылаясь на источники, близкие к Кремлю, сообщила, что президент Владимир Путин готов к новым санкциям.
Мирные переговоры на этом фоне могут оказаться под угрозой.