
Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев выразил серьезную обеспокоенность тем, что сотни тысяч детей мигрантов в России не посещают школу. Он назвал эту ситуацию недопустимой, отметив, что точных данных нет, но речь идет о нескольких сотнях тысяч детей, которые не получают образование в РФ.

Проблемы с поступлением и высокие расходы
По данным Рособрнадзора, более 87% несовершеннолетних иностранных граждан в текущем году не смогли поступить в российские школы. Из 23,5 тысячи детей, подавших документы, лишь у восьми тысяч был полный пакет бумаг. До тестирования дошли менее шести тысяч, и половина из них не справилась с испытанием.
Примечательно, что всего два года назад Валерий Фадеев сам выступал за отказ в приеме в школы детям, не знающим русского языка и неспособным сдать соответствующий экзамен. Теперь же он предлагает организовать обучение русскому языку в странах исхода мигрантов.
Однако эта инициатива сталкивается с препятствиями. Председатель Национальной культурной узбекской диаспоры Твери и Тверской области Абдукарим Атажанов, недавно вернувшийся из Узбекистана, сообщил о безрезультатных попытках общения с детьми на русском языке в местных школах, что свидетельствует о неэффективности такого подхода.
Стоимость подготовки к школе
Значительную проблему представляет высокая стоимость подготовки детей мигрантов к российской школе. Репетиторы на платформе «Профи.ру» предлагают свои услуги по цене около 1,5 тысячи рублей за академический час. По оценкам, подготовка ребенка к поступлению в школу может обойтись семье мигрантов от 70 до 100 тысяч рублей и более. Учитывая, что многие семьи многодетны, такие расходы становятся непосильными.
«Те дети, которые хотя бы как-то разговаривают, то есть они понимают речь и знают уже алфавит, хотя бы месяца четыре занимаются. Некоторые приезжают оттуда, где учились три класса в русской школе, но не поступают, не проходят тестирование. В этих странах по каким-то своим учебникам обучают. Если с нуля, это шесть-девять месяцев. Занятия проводятся онлайн, но все дети разные»,
— рассказала одна из репетиторов.
Предложения и реальность
В качестве еще одной альтернативы Валерий Фадеев допустил возможность обучения детей мигрантов русскому языку уже в России, но только в исключительных случаях. Однако, как отмечает Абдукарим Атажанов, и этот вариант не работает. Большинство родителей мигрантов не могут или не хотят участвовать в дополнительных занятиях, даже если они предлагаются школами на льготных условиях.
«У них нет возможности, чтобы дополнительно обучать своих детей русскому языку. Это уже доказано, неоднократно опробовано, организовано школой, классом, учителями на льготных условиях. Но я не мог собрать в таком городе, как Тверь, хотя бы десяток родителей, которые привели бы десять детей и бесплатно обучались русскому. Каждый из трудовых мигрантов определяет свое существование в России как временное. И судьбу детей — тоже. Это реальный факт».
— Абдукарим Атажанов, председатель Национальной культурной узбекской диаспоры города Твери и Тверской области.
Атажанов привел пример семей, где дети остаются дома, так как родители-нелегалы работают подпольно, дежуря по очереди, чтобы присматривать за ними. Это демонстрирует острую проблему отсутствия доступа к образованию и легализации.
Российская миграционная политика стремится к тому, чтобы иностранные специалисты не только соблюдали законы, но и обеспечивали интеграцию своих детей в образовательный процесс, не создавая препятствий для других учеников. Однако на практике многие дети мигрантов, приезжая в Россию, чаще осваивают профессии своих родителей, чем русский язык или школьную программу.
Таким образом, проблема доступа детей мигрантов к образованию в России остается многогранной и требует комплексных решений, учитывающих как языковые, так и экономические, и социокультурные факторы.