
Картофель лидирует по снижению цен, а инфляция третью неделю остается отрицательной.
В течение трех недель подряд Федеральная служба государственной статистики (Росстат) фиксирует снижение потребительских цен. В период с 29 июля по 4 августа дефляция составила 0,13%, что указывает на усиление данной тенденции. Возникает вопрос: насколько устойчивым и долгосрочным будет этот тренд? Связано ли нынешнее снижение цен исключительно с сезонным удешевлением плодоовощной продукции, или же это свидетельствует о более серьезных структурных изменениях в экономике?

На предшествующих двух неделях (15-21 июля и 22-28 июля) дефляция держалась на уровне 0,05%. Согласно данным Росстата, годовая инфляция замедлилась до 8,77%. Основным фактором, способствующим этому процессу, стало удешевление овощей и фруктов в среднем на 4,6%. Так, за одну неделю картофель подешевел на 10,8%, белокочанная капуста — на 9,7%, столовая свекла — на 9,6%, морковь — на 8,4%, репчатый лук — на 6,3%, помидоры — на 6%, бананы — на 2,5%, а яблоки — на 0,4%. При этом наблюдался рост цен на некоторые виды электроники и бытовой техники: смартфоны подорожали на 1,4%, электропылесосы — на 0,7%, телевизоры — на 0,5%. Это, вероятно, обусловлено умеренным ослаблением курса рубля до отметки 80 за доллар. Тем не менее, новые легковые автомобили иностранных марок потеряли в цене 0,8%. Биржевые котировки бензина продолжают устанавливать рекорды, увеличившись на 0,3% за неделю, что значительно превышает текущие темпы дефляции. По информации Минэкономразвития, свинина также прибавила в цене 0,62%.
Доктор экономических наук Алексей Ведев считает, что “текущий дефляционный тренд обусловлен не только сезонными факторами, такими как обилие плодоовощной продукции. Это более глубокое явление. За последние 4-5 месяцев в экономике произошли кардинальные изменения: замедлился рост ВВП (прогнозируется 1,2-1,4% по итогам года), остановился рост заработных плат, существенно снизился дефицит рабочей силы и потребительский спрос. Компании активно сокращают расходы, минимизируют издержки, а автопроизводители переходят на сокращенную рабочую неделю”.
Исходя из этого, оснований для ускорения инфляции становится все меньше. Такая ситуация имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, по мнению Ведева, это на руку Центральному банку, который своей жесткой денежно-кредитной политикой сдерживал рост цен. С другой стороны, это свидетельствует об ухудшении общей экономической конъюнктуры, и такого роста, как в 2023-2024 годах, в ближайшее время ожидать не стоит.
Финансовый аналитик Игорь Расторгуев отмечает: “Нынешняя дефляция подтверждает эффективность антикризисных мер. Центробанк своевременно повысил ставку, что привело к охлаждению потребительского спроса. Одновременно укрепившийся рубль также способствовал снижению инфляционного давления. Безусловно, летний фактор присутствует: сезонное снижение цен на овощи и фрукты традиционно создает более спокойный ценовой фон. Однако три недели подряд дефляции — это уже не просто сезонное явление, а устойчивый тренд, поддерживаемый консервативной бюджетной политикой и ограниченным притоком импорта, что стабилизирует внутренний рынок”.
Расторгуев признает, что осенью инфляционные риски могут усилиться. Это связано, прежде всего, с ростом тарифов на услуги, корректировкой акцизов, увеличением государственных расходов и активизацией спроса в предновогодний период. Однако, по его словам, у Центробанка есть возможности для маневра — при необходимости регулятор может гибко использовать ставку и валютные интервенции.
Генеральный директор GIS Mining Василий Гиря подчеркивает, что “инфляция в России характеризуется выраженной сезонностью: в июле-августе плодоовощная продукция традиционно дешевеет, заметно влияя на всю потребительскую корзину. При этом глобальный инфляционный тренд сохраняется: по ряду товаров и услуг (включая ЖКХ, технику, транспорт) цены продолжают расти. Потенциальные риски связаны с высокими издержками у производителей, вероятным ослаблением рубля из-за снижения валютных интервенций и геополитики, оживлением потребительского спроса перед деловым сезоном, а также возможным повышением акцизов или введением новых регуляторных сборов”.
Таким образом, текущую дефляцию можно рассматривать как временную паузу, но не как долгосрочную тенденцию.
Управляющий партнер «MAIN DIVISION» Андрей Глушкин прогнозирует: “Вероятно, сезонный эффект, обусловленный обильным урожаем, продлится еще несколько недель. Однако с наступлением осени ожидается подорожание стройматериалов, так как спрос на них обычно возрастает в сентябре-октябре, когда компании стремятся завершить крупные строительные объекты до наступления холодов. На конечную стоимость работ также повлияет повышение цен на бензин и дизельное топливо, что приведет к росту расходов на транспортировку материалов и оборудования. Это особенно актуально для удаленных регионов”.