Артем Пылин, доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ и кандидат экономических наук, делится своими мыслями о возведении современных аэропортов и их роли в открытии новых перспектив для городов и регионов.
Недавно, возвращаясь из путешествия по Южной Азии и заехав на Дальний Восток, я был приятно удивлен одной деталью – телескопическим трапом в хабаровском аэропорту, который избавил от необходимости выходить под дождем. Сам аэровокзал поразил своей современностью: просторный, технологичный и вполне сопоставимый с ведущими мировыми авиахабами.

Еще не так давно передовые аэропорты были редкостью для большинства российских регионов. Однако ситуация меняется: международный терминал в Хабаровске начал функционировать в сентябре, а до этого новые воздушные ворота появились во Владивостоке, Магадане и Улан-Удэ. Это знаменует собой важный этап в экономическом развитии Дальнего Востока. Увеличивается доступность авиаперелетов как внутри страны, так и по более выгодным и коротким маршрутам в Азию (Китай, Вьетнам, Таиланд). Путешествия становятся гораздо комфортнее: даже такие мелочи, как интуитивно понятная навигация в здании аэропорта или оперативное оформление багажа, значительно улучшают общее впечатление.
Современные аэропорты также играют ключевую роль в привлечении иностранных туристов. Курорты Дальнего Востока вызывают большой интерес у зарубежных гостей: по данным Минэкономразвития, в 2024 году турпоток в регион из-за рубежа вырос на 65% по сравнению с предыдущим годом. Рост числа туристов стимулирует развитие гостиничного бизнеса, ресторанной индустрии, сувенирных магазинов и экскурсионных услуг, создавая новые возможности как для предпринимателей, так и для наемных сотрудников. Вместе с этим возникают и новые задачи, такие как необходимость строительства современных дорог к курортам, обеспечение жилья для работников сферы гостеприимства, а также развитие социальной инфраструктуры – школ и медицинских учреждений.
Для реализации таких масштабных проектов успешно применяется механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), как это было с новыми аэропортами Дальнего Востока. Суть этого подхода заключается в том, что государство привлекает частный бизнес, предоставляя поддержку, софинансирование и защиту инвестиций. Инвестор, в свою очередь, получает возможность вернуть вложенные средства и получить прибыль от проекта после его реализации.
Чрезвычайно важны тщательная проработка проектов и их реальная польза для населения. По поручению Президента РФ система ГЧП совершенствуется: теперь все новые проекты стоимостью свыше 3 миллиардов рублей проходят экспертную оценку от ВЭБ.РФ, которая включает анализ финансовой эффективности и общественной востребованности. Это гарантирует, что средства будут направлены на действительно нужные инициативы, будь то новый аэропорт, крупная автомагистраль или модернизация водопроводных систем. ВЭБ.РФ также поручено разработать единый стандарт ГЧП, что упростит и ускорит реализацию проектов за счет использования типовых решений. Для регионов такой стандарт станет мощной поддержкой, а для инвесторов – повысит прозрачность и предсказуемость вложений. В будущем это может расширить круг инвесторов, включая частных лиц, которые будут заинтересованы не только финансовой выгодой, но и возможностью внести вклад в значимые для развития их города или региона проекты.
