
Недавно принятый закон открывает возможность студентам непрофильных высших учебных заведений, начиная с третьего курса, преподавать в школах. Ключевое условие — успешная сдача дисциплин, имеющих отношение к педагогике. Эксперты видят в этом как преимущества, такие как приток молодых кадров со свежими знаниями и более легкое установление контакта с учениками, так и риски, связанные с недостаточной методической подготовкой.
Совет Федерации дал «зеленый свет» законопроекту, позволяющему студентам, завершившим третий курс обучения в вузах непедагогического профиля, приступать к преподаванию в общеобразовательных школах и колледжах. Для этого необходимо успешно закрыть все сессии, включая дисциплины, касающиеся педагогической деятельности, то есть те, которые студент планирует преподавать, будь то физика или литература.
Ирина Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, комментирует эту инициативу:
«Это на самом деле дает очень хорошие навыки и в освоении предметов. И, конечно, нужна очень большая поддержка, если это непедагогические специальности. Если это более глубокое изучение предмета, то психолого-педагогическую подготовку. Она может начаться и раньше, ну и, конечно, сопровождаться во время преподавания в школе тьюторством, что, мне кажется, имеет большое значение. Плюсом здесь всегда является небольшая разница в возрасте с учениками — гораздо больше легкость в налаживании контакта. Ну и, как это ни странно, часто преподавание и самим студентам помогает лучше понять свой предмет, увидеть даже свой интерес: объясняя другим, больше проникаешь и сам. Так что это очень хорошая инициатива, нам нужна молодежь в школе, нам нужна молодежь с современными знаниями. Ну и, конечно, скажем так, в одном культурном пространстве, в одной языковой среде со школьниками».
Многие студенты уже сейчас активно включаются в образовательный процесс, начиная с первых курсов, работая в онлайн-школах в качестве кураторов или в обычных школах в сфере дополнительного образования.
Екатерина Штрыкова, сотрудница Бизнес ФМ и выпускница факультета журналистики, делится своим опытом:
«Я сама первый раз попыталась поработать в сфере образования в начале третьего курса — я просто устроилась в онлайн-школу, в которой была куратором. По сути, главным критерием по отбору на мою должность был, во-первых, мой опыт взаимодействия с детьми. Я сказала, что в целом у меня опыт есть, потому что писала в рамках вуза подкаст уже со школьниками — как раз-таки с ребятами 9-11-х классов — и плюс-минус понимала, как с ними работать. И естественно, спрашивали мои баллы по ЕГЭ, и мне безумно помогло, что по литературе, которую я и пошла преподавать, у меня было 100 баллов. Затем мне давали на собеседовании файл с заданиями из ЕГЭ, которые нужно было частично самой выполнить, а частично — проверить уже готовые, найти в них ошибки. На меня повесили группу — где-то 25-30 человек. Я должна была проверять их домашнее задание, они готовились к ЕГЭ по литературе. Я до этого прошла обучение — несколько недель, по-моему, — меня учили проверять и проверяли мою проверку за мной. Причем я не единственная такая. Многие мои знакомые, кто учится, например, как и я, на факультете журналистики, чуть ли не с первых курсов начинали заниматься репетиторством. То есть они сдавали ЕГЭ на высокие баллы, занимались либо индивидуальным преподаванием, и периодически у них было по несколько студентов за день, и даже в сессию они готовили ребят к ЕГЭ, строили на этом тематику своих блогов. Кто-то также шел в онлайн-школу. Более того, у меня лично были знакомые, которые попадали не просто в сферу онлайн-образования, но и приходили, например, работать эсэмэмщиками в обычные московские школы, вели их телеграм-каналы достаточно успешно, и затем их брали за дополнительную плату вести медиаклассы, где они рассказывали детям, как писать новости».
Однако такая деятельность, как правило, ограничивается факультативами и дополнительным образованием. Директор санкт-петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Константин Тхостов, выразил сомнение в способности студентов без педагогического образования занять место полноценного школьного учителя-предметника:
«Любой студент, окончивший второй курс непедагогического вуза, действительно обладает знаниями по физике, например, но он не обладает методикой преподавания школьного курса физики. То есть, если ты знаешь сам, не факт, что ты сможешь доступно объяснить ребенку. Ребенку, например, 14 лет, у которого случилась жизненная ситуация, — ему нужна в первую очередь не помощь носителя знаний, а помощь педагога как носителя умений по психологии, по различным критическим моментам, конфликтологии в том числе. Не надо затыкать дыры теми, кто, зная предмет, не знает, как его донести до ребенка. А самое главное — поверьте мне, чтобы стать учителем, нужно понимать, что это призвание, это государствообразующая профессия. Я с удовольствием бы взял на работу студента второго-третьего курса педагогического вуза, потому что чем раньше будущий учитель погрузится в профессию, чем раньше он поймет, для чего ему надо было изучать на первом-втором курсах психологию, физиологию, другие спецдисциплины, имеющие прямое отношение к педагогике, тем быстрее будет его вливание в сложный образовательный механизм любой современной школы. Это идеальная модель. Если непедагогических — это усложнение процессов. Школа не может учить и детей, и студентов».
Окончательное решение о приеме на работу молодого преподавателя без профильного диплома будет оставаться за администрацией конкретной школы.