Страна сталкивается с серьёзными вызовами на рынке горючего
Россия, по всей видимости, стоит перед лицом серьёзного топливного кризиса. В ряде регионов, включая Крым, Хабаровский край и Приморье, водители сталкиваются с исчезновением АИ-95 и вынуждены выстраиваться в длинные очереди, часто безрезультатно. Биржевые и розничные цены на топливо стремительно растут. Несмотря на активные совещания вице-премьера Александра Новака, предложенные правительством меры пока не стабилизируют ситуацию, и напряжение на рынке только усиливается.

В Приморском крае отмечен значительный рост цен на бензин АИ-95 на бирже — на 30% с начала года, достигнув отметки более 100 тысяч рублей за тонну. Параллельно с этим, объёмы поставок топлива из ключевых НПЗ (Комсомольского и Ангарского) в регион сократились за первые семь месяцев на 25-57%.
По данным Росстата, средняя розничная цена на бензин по России в августе достигла 61,7 рубля за литр, показав рост в 5,7% с начала года, что превышает уровень инфляции (4,2%) за тот же период. Однако основной проблемой является не столько рост цен, сколько растущий дефицит топлива для конечных потребителей. Ситуация усугубляется: например, на Курилах с 20 августа введён лимит на отпуск бензина — не более 10 литров на человека. Это вызывает опасения о возможном введении более жёстких мер, таких как топливные талоны.
Летний период традиционно считается пиковым для нефтеперерабатывающей отрасли из-за возросшего спроса на топливо, обусловленного сельскохозяйственными работами, активным туристическим сезоном и плановыми ремонтами НПЗ, к которым в этом году добавились и внеплановые. Это приводит к обычному сезонному росту цен. Однако текущая ситуация указывает на более глубокие системные проблемы, которые власти пытаются решать лишь экстренными «ручными» методами, такими как временные ограничения на экспорт или повышение нормативов биржевых продаж.
Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий, подчёркивает, что повторяющиеся топливные кризисы указывают на отсутствие системных решений. Он указывает на необходимость пересмотра механизма топливного демпфера, который из-за своей негибкости плохо справляется с быстрыми рыночными колебаниями и не учитывает различия между марками АИ-92 и АИ-95, усредняя цены. Также эксперт отмечает неразвитость инфраструктуры хранения и транспортировки нефтепродуктов и отсутствие долгосрочной стратегии развития топливного рынка.
Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ, отмечает, что, хотя на данный момент физического дефицита бензина в Центральной России и стране в целом нет, ситуация стремительно приближается к критической. Он указывает, что временный запрет на экспорт не является панацеей, поскольку большая часть производимого бензина (90% в среднем, летом — до 100%) и так остаётся на внутреннем рынке. Дополнительные сложности возникают из-за внеплановых ремонтов НПЗ, которые стали дороже с 2022 года из-за необходимости использования параллельного импорта для оборудования и недоступности некоторых видов техники. Эти повышенные издержки нефтяные компании стремятся компенсировать за счёт роста цен.
Однако, по мнению Юшкова, ключевую роль играют фундаментальные факторы, в частности, особенности механизма топливного демпфера. В первой половине года выплаты по демпферу сократились почти на 40% в сравнении с прошлым годом, что связано с падением мировых цен на нефть ниже 70 долларов за баррель и укреплением рубля. Демпфер, будучи механизмом налогового вычета, предназначен для сглаживания разницы между мировыми и внутренними ценами. В текущей ситуации нефтяные компании, стремясь компенсировать недополученную прибыль, повышают биржевые цены на бензин, стараясь при этом не превысить установленный правительством предел среднемесячных котировок, чтобы не потерять право на демпферные выплаты.
— Возникает ли здесь конфликт интересов между компаниями и государством? — Да, безусловно. Однако, из-за крайне высокого августовского спроса на топливо у нефтяников практически не остаётся излишков для активных биржевых продаж. Рынок не насыщается, что даёт производителям возможность повышать цены до определённого предела. Ситуация обостряется сезонными факторами: в июле-августе объёмы производства не успевают за пиковым спросом, вызванным массовыми отпусками и активным использованием автомобилей. При этом новые производственные мощности практически не вводятся, ограничиваясь лишь незначительным увеличением выпуска на существующих, порой модернизированных заводах. Например, в Приморье так и не был построен новый НПЗ, что делает регион зависимым от поставок. Обычно государство реагирует на дефицит, снижая тарифы на железнодорожные перевозки топлива из других регионов.
— Какова ситуация в Крыму? — Особенность Крыма заключается в том, что розничный рынок там представлен исключительно независимыми АЗС, тогда как крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) отсутствуют. Независимые заправки вынуждены приобретать топливо на бирже по высоким ценам, что является общей проблемой для таких операторов. ВИНКи же в других регионах могут покупать и продавать топливо внутри своих структур по более выгодным ценам, минуя биржу. Это ставит независимые АЗС на грань рентабельности или даже в убыток, поскольку им сложно конкурировать с крупными игроками, при этом необходимо удерживать цены на доступном уровне, чтобы не потерять клиентов и избежать внимания ФАС. Дополнительно, в Крыму, как и в некоторых других регионах, логистика поставок топлива осложнилась из-за атак беспилотников на топливные хранилища. Это требует большего количества автоцистерн для прямых поставок, которых на данный момент недостаточно.
— Каковы перспективы? Чего ожидать? — Ожидается, что в сентябре-октябре, с окончанием пикового автомобильного сезона и возвращением людей из отпусков, потребление бензина сократится, что приведёт к появлению излишков топлива на рынке. Это, в свою очередь, должно привести к снижению биржевых котировок. Однако эксперт предупреждает, что в розничных ценах такая коррекция, скорее всего, не произойдёт, поскольку их формирование подчиняется другим принципам.
Опубликовано в газете `Московский комсомолец` №29592 от 26 августа 2025
Заголовок в газете: Бешеные баки
