
Российский топливный рынок переживает критический период, когда цены на заправках бьют рекорды, а усилия правительства по стабилизации ситуации пока не дают заметных результатов. Рассматривается даже возможность импорта бензина из стран Азии, в частности из Китая, который традиционно был крупным потребителем российских энергоресурсов. Эксперты предупреждают, что Россия может превратиться из экспортера топлива в его импортера.
Фото: ru.freepik
Неуклонный рост цен на топливо
В конце сентября розничные цены на бензин в России продолжали расти, увеличившись примерно на 0,8% (или 50 копеек) за неделю. Согласно данным Росстата, стоимость литра АИ-92 превысила 60,6 рубля, АИ-95 — 66 рублей, а АИ-98 — 85,5 рубля. Этот рост значительно опережает еженедельную инфляцию, которая за тот же период составила менее 0,15%. С начала года оптовые цены на топливо подскочили почти на 40%, в то время как розничные увеличились примерно на 10%, при общей инфляции по стране менее 5%.
Причины кризиса: проблемы на НПЗ
Основной причиной текущего топливного кризиса эксперты называют «внеплановые ремонты» на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), которые, по их мнению, часто связаны с восстановлением мощностей после атак беспилотников. К концу сентября около 40% мощностей НПЗ, ранее производивших почти 340 тысяч тонн топлива в сутки, простаивали. Ежедневное производство в 555 тысяч тонн явно недостаточно для удовлетворения внутренних потребностей страны. В августе выпуск бензина сократился на 6% по сравнению с июлем, а в сентябре — на 18% по отношению к августу. Производство дизельного топлива также снизилось на 7% и 20% соответственно.
Комментарии властей и оценки экспертов
Официальные лица комментируют критическую ситуацию на российском топливном рынке достаточно осторожно. Вице-премьер Александр Новак заявляет, что положение в отрасли «абсолютно контролируемое» и Минэнерго активно работает над решением возникающих проблем в отдельных регионах. Он утверждает, что в целом по стране баланс спроса и предложения обеспечен, а локальные трудности решаются в «ручном режиме» при взаимодействии министерства и регионов для обеспечения поставок нефтепродуктов.
Однако независимые эксперты выражают гораздо большую обеспокоенность. Экономист Андрей Лобода прогнозирует, что годовой рост розничных цен на бензин в России может достичь 15%, что значительно превышает обычные 8-10%. Он отмечает, что правительственные меры по стабилизации цен пока неэффективны.
Продление запрета на экспорт бензина до конца года, по мнению аналитиков, таких как Владимир Чернов из Freedom Finance Global, принесет лишь кратковременное облегчение, ограничив вывоз топлива, но не решив проблему внутреннего дефицита нефтепродуктов.
Спорные меры по борьбе с дефицитом
Среди других предложений чиновников по борьбе с топливным дефицитом, вызывающих сомнения у экспертов, обсуждается разрешение на использование монометиланилина – октаноповышающей присадки, запрещенной в России с 2016 года из-за экологических стандартов. Также рассматривается изменение нормативов качества бензина, чтобы допускать более высокую концентрацию ароматических соединений, включая этиловый спирт, в производстве топлива.
Андрей Лобода уточняет, что эти меры по сути сводятся к разрешению производства менее качественного и менее экологически безопасного бензина, что может негативно повлиять на технические характеристики автомобилей.
Парадоксальные решения: импорт топлива
Одними из наиболее неординарных решений для насыщения внутреннего рынка топливом являются планы по значительному увеличению импорта бензина из Беларуси (с 45 тысяч до 300 тысяч тонн ежемесячно) и отмена пятипроцентных ввозных пошлин на топливо, поставляемое с Дальнего Востока из Китая, Южной Кореи и Сингапура.
«По самым осторожным подсчетам, реализация связанных с внешними закупками горючего инициатив позволит увеличить поставки на внутренний рынок бензина на 350 тыс. тонн и дизтоплива на 100 тыс. тонн, — рассуждает Лобода. — С одной стороны, это несомненно будет движением в сторону стабилизации обстановки на национальном топливном рынке. Вместе с тем, такие способы — это лишь борьба с последствиями кризиса, а не с устранением причин его возникновения».
По мнению эксперта, без решения глубинных проблем перерабатывающие заводы продолжат испытывать трудности, мощностей будет недостаточно, и о полноценной компенсации не будет речи. Существует серьезный риск, что Россия, традиционно являющаяся экспортером нефтепродуктов, постепенно превратится в их импортера. Это может привести к тому, что российская нефть будет отправляться в Китай и Беларусь для переработки, а затем готовое топливо будет закупаться обратно. В таком случае, дефицит и постоянный рост цен на бензин в стране станут хронической проблемой.
Тэги статьи:
Правительство РФ, ОПЕК, Россия, Китай, Белоруссия, Корея, Сингапур