
Дагестанский аул Кубачи издавна славится своим уникальным мастерством. Ювелирные изделия, изящные кувшины и серебряные подносы, украшенные тончайшей гравировкой, по праву считаются настоящими произведениями искусства. Что особенно примечательно, основы этого древнего ремесла здесь начинают преподавать детям уже с семи-восьми лет, причём не дома, а в специализированной школьной мастерской.
Летние каникулы — время свободы для школьников. Четырнадцатилетние друзья Расул и Гаджи из села Кубачи в Дагестане проводят июльские дни в Кубачинской школе имени А. Г. Караева, известной углубленным изучением кубачинского искусства. Уже третий год здесь работает детский лагерь. Мальчики осваивают азы мастерства с первого класса в рамках основной школьной программы. Однако для полного постижения искусства, прославившего их родное село на весь мир, дополнительные занятия просто необходимы. Обучение гравировке удачно сочетается с летними забавами: катанием на велосипеде, прогулками по живописным горам и даже играми в Counter-Strike, как уверяют сами Расул и Гаджи.
Мастера металла и вышивки из горного аула
Аул Кубачи расположен в Дахадаевском районе Дагестана. Исторические источники указывают, что в раннем Средневековье он был центром небольшого государства Зирихгеран, чьи жители специализировались на металлообработке. Кольчуги, созданные в Угбаже (так местные называли своё селение), ценились далеко за пределами Дагестана. Хотя существует множество легенд о происхождении кубачинцев — древнего дагестанского народа, исследователи до сих пор не могут точно объяснить, как в глубине гор возник аул, где каждое поколение жителей становилось мастерами.
И по сей день здесь процветают художественные ремёсла, особенно обработка металла. Кубачинские умельцы известны своими изделиями из серебра, золота и меди, включая ювелирные украшения, оружие и предметы быта: водоносные кувшины (мучалы), подносы, тарелки и чашки. Кубачинское серебро стало узнаваемым брендом.
Женщины в Кубачи с детства учатся вышивать золотыми нитями. Традиционно они создают платки “казы” длиной 2,5 метра. Узоры на платках различаются: незамужние девушки вышивают более скромный орнамент, а замужние — пышные и нарядные. Современные жительницы Кубачи умело вписывают эти тонкие белые платки с золотым узором и бахромой в свой повседневный облик.
Добраться до аула удобнее всего из Дербента, одного из старейших городов России. Однако не каждый водитель согласится на поездку, опасаясь 17 километров бездорожья перед самым аулом. Поэтому лучше отправляться в Кубачи с тем, кто готов к трудностям горной дороги. Приезжих встречает круглая средневековая сторожевая башня Акайла кала XIII-XIV веков. За ней по крутому склону горы расположены жилые дома, словно взбирающиеся друг на друга. Внутри башни можно увидеть образцы кубачинского искусства, а с крыши открывается захватывающий панорамный вид на аул и окружающие горы. По всему селу расположены многочисленные магазины ювелирных изделий и утвари с гравировкой, а у каждого мастера есть свой домашний музей.
В каждом кубачинском доме искусство объединяет поколения. Дедушки и родители в своих мастерских передают детям знания об орнаментах, гравировке и работе с металлом. Но основное профессиональное обучение дети получают в Кубачинской средней школе имени А. Г. Караева, выпускаясь оттуда уже с востребованной профессией.
Два алфавита для младших классов
В этой уникальной школе младшеклассники, помимо изучения русского алфавита, таблицы умножения и чтения, осваивают основы кубачинского орнамента. Обучение ведётся через длительную практику: ученики строчка за строчкой прописывают сначала простые узоры, затем переходят к более сложным элементам. В средних классах ребята уже самостоятельно создают эскизы, объединяя отдельные мотивы в целостные композиции. Существует особый “алфавит” кубачинского орнамента со строгими правилами его прорисовки.
Учитель Саид Саидов, ведущий занятия по гравировке для разных классов, объясняет ключевые принципы:
«Элементы орнамента нужно выводить не торопясь. Линия должна быть непрерывной. Важна симметрия. В сложных элементах начинаем с середины, затем прорисовываем линии и узловые части. Необходимо строго соблюдать пропорции в композиции.»
Все это мастер гравировки объяснял, внимательно следя за целым классом будущих четвероклассников и пятиклассников. Весь июль ребята посещают детский лагерь при школе, где помимо уроков по кубачинскому искусству проводятся занятия по родному языку. На этот раз их заданием было аккуратно вывести в тетрадях плавные элементы орнамента. Девочки и мальчики старательно прорисовывали узоры и подходили к Саиду Набигуллаевичу на проверку. Учитель мгновенно замечал малейшие отклонения от пропорций и исправлял работы, давая дополнительные элементы для отработки. Ведь когда ученик перейдёт к нанесению орнамента на металл, права на ошибку уже не будет, поэтому так важно довести руку до совершенства на бумаге.
Пока Саид Набигуллаевич объяснял мне основы орнаментального алфавита, к нам то и дело “зачастила Ferrari” — так он шутливо называл ученицу, которая мгновенно заполняла орнаментом целую строчку. При этом сам мастер успевал показать мне лишь один элемент. Но скорость он не принимал за мастерство.
«Опять пришла. Ты торопишься, как Ferrari, а линия здесь ушла не в ту сторону», — приговаривал он, в очередной раз исправляя работу ученицы.
В той же аудитории поодаль сидели мальчики со штихелями в руках. Уже с четвёртого класса ребята начинают переносить готовые эскизы на специальные медные пластинки, которые для удобства крепятся к деревянным дощечкам. Гравировка бывает нескольких видов, например, глубокая, создающая объёмный эффект, или дополнительная, заполняющая мелким узором крупные детали рисунка.
Среди юных мастеров — Расул и Гаджи. В этот день они работали над медной тарелкой и рукояткой для сабли, каждый над своим изделием. За время обучения Расул выгравировал множество пластин, медную тарелку и даже модель танка, украсив её орнаментом. Гаджи также создал множество пластин, два широких серебряных браслета и медную кружку. Оба они — дети и внуки потомственных мастеров. Их отцы и дедушки заняты в собственных мастерских. При этом родные Расула специализируются на предметах быта, а родители Гаджи — на ювелирных украшениях.
«Мои прадедушка, дедушка и папа — мастера кубачинского искусства. Поэтому я не мог не научиться этому. Когда у меня не было никакого представления о гравировке, я думал, что это очень легко. Оказалось, это трудоёмкое занятие. Чтобы выгравировать орнамент на медной тарелке, понадобится месяц, если гравировать каждый день», — поделился Расул. Но тут же добавил, что помимо терпения и усидчивости, необходимых гравировщику, важно прислушиваться к себе: если нет желания гравировать, лучше не начинать, иначе орнамент не получится. У Расула есть свой метод: он отправляется на прогулку, чтобы настроиться на работу.
И Гаджи, и Расул понимают, что при высоком спросе на изделия кубачинских мастеров это ремесло может стать для них основной работой и хорошим источником дохода. Однако они осознают, что в будущем им предстоит освоить ещё одну профессию. Расул интересуется техническими специальностями, а Гаджи планирует стать стоматологом.
Дети создают свои шедевры
Райганат Касумова, директор школы имени А. Г. Караева с углубленным изучением основ кубачинского искусства, отмечает:
«Обучение школьников основам кубачинского мастерства проводилось ещё в советское время. Выпускникам, помимо аттестата, выдавали диплом ювелира. В 1990-2000-х годах эту программу приостановили. И только в 2013 году она была вновь запущена усилиями учительского коллектива и тогдашнего директора Култум Куцуловой. Сейчас открыты несколько мастерских: гравировка, филигрань, эмаль, кольчугоделие, монтировка, вышивка. С детьми по этим направлениям работают около 10 преподавателей. В 11-м классе по стандарту ученики должны сдать экзамен по труду, который мы проводим в конце мая, до начала ЕГЭ. Собираем комиссию, приглашаем трёх лучших мастеров села, чтобы они оценили работы детей. К экзамену школьникам необходимо подготовить ответы по вопросам теории, касающимся металлов, инструментов, а также подготовить и защитить экзаменационную работу. И с аттестатом мы выдаём свидетельство о том, что выпускник прошёл курс по основам кубачинского искусства, где прописана и профессия, например, ювелир, гравёр, золотошвея.»
По словам Райганат Касумовой, мастерские нуждаются в обновлении. Некоторые станки остались ещё с советских времён, материалы часто закупают сами преподаватели, многое можно улучшить и развить.
В прошлом году занятия посещали около 150 детей — практически все ученики школы имени А. Г. Караева. В школе также действует обновлённый музей, где выставлены работы учеников и выпускников из серебра и меди, их дипломы и грамоты. Многие выпускные работы признаны мастерами исключительными и безукоризненными. Эти предметы с гордостью пополняют музейную коллекцию. А в кабинетах мастерских бережно хранятся лучшие эскизы учеников и пробные работы на металле.
Кубачинское мастерство — это неотъемлемая часть культуры жителей аула, наряду с вечными ценностями добра, уважения и верности. Поэтому старшие поколения всеми силами стремятся привить эту любовь к искусству своим детям, внукам и ученикам, передавая им прикладные знания и сохраняя уникальное наследие.