Доцент кафедры Международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Андрей Куликов делится своим экспертным мнением о новых горизонтах и перспективах развития российской транспортной инфраструктуры.

Недавно я стал свидетелем волнительной сцены в аэропорту: молодая женщина с младенцем на руках судорожно искала паспорт в своей сумке, в то время как её второй ребёнок лёг поперёк прохода, настойчиво требуя немедленной посадки в самолёт. К счастью, и персонал аэропорта, и отзывчивые пассажиры тут же бросились на помощь. Подобные ситуации наглядно демонстрируют, как важно обеспечить максимальный комфорт для всех путешественников, особенно для семей с детьми, на каждом этапе пути, включая такие критически важные моменты, как проверка документов. Здесь на помощь приходят современные технологии и эффективные механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).
Например, в петербургском аэропорту «Пулково» недавно был представлен пилотный проект системы посадки на рейс с использованием биометрических данных. Планируется, что уже в 2026 году здесь начнется полноценное тестирование безбарьерного, быстрого и полностью цифрового процесса посадки. Важно отметить, что терминал «Пулково» был построен именно по принципам ГЧП, при значительной поддержке ВЭБ.РФ и без использования бюджетных средств.
Сегодня развитие аэропортовой инфраструктуры осуществляется комплексно: от проектирования и строительства новых терминалов до внедрения передовых технологических решений, ориентированных на удобство человека. В аэропорту Нового Уренгоя, к примеру, установили телетрапы, специально разработанные из материалов, устойчивых к экстремальным морозам. Казалось бы, это лишь техническая деталь, но на самом деле она гарантирует, что пассажиры смогут комфортно и в тепле пройти из самолета в здание аэровокзала. Если посмотреть шире, современные аэропорты трансформируются в настоящие символы своих регионов. На Дальнем Востоке это международный терминал в Хабаровске, который открыл новые прямые маршруты из России в Азию. На Кавказе — терминал внутренних авиалиний в Минеральных Водах, чей фасад с эффектными светопрозрачными конструкциями создает у туристов атмосферу праздника. Каждый из этих проектов отражает уникальный образ своей территории, будь то суровый и величественный Север, гостеприимный Юг или стремительно развивающийся Восток.
Что же является движущей силой столь масштабных преобразований в российских аэропортах? Проекты такого уровня требуют системного подхода, дальновидного планирования и консолидации значительных ресурсов. По поручению Президента, к 2030 году в России планируется построить и модернизировать 75 аэропортов, и эта важнейшая задача находится под пристальным контролем Правительства. Ключевую роль в реализации этой повестки играют организации развития, такие как ВЭБ.РФ. В портфеле госкорпорации уже 15 аэропортов по всей стране, включая воздушные гавани Санкт-Петербурга, Хабаровска, Нового Уренгоя и Минеральных Вод. ВЭБ.РФ не только обеспечивает меры поддержки, но и стимулирует приток частных инвестиций, что критически важно для столь масштабных инфраструктурных проектов. Финансирование привлекается через механизмы Фабрики проектного финансирования и ГЧП, с участием крупнейших холдингов и ведущих коммерческих банков. Ожидается, что число таких партнерств будет только расти, и уже с 2026 года ГЧП будет применяться не только для строительства самих терминалов, но и для создания всей сопутствующей аэропортовой инфраструктуры.
Объединение усилий государства и частных инвесторов открывает новые возможности для обычных людей: теперь можно легко навестить родных в другом конце страны, эффективно развивать собственное дело или отправиться с семьей в долгожданный отпуск. Совокупный пассажиропоток через российские аэропорты уже превысил 110 миллионов человек в год. При этом изменения в авиаперевозках — это лишь одна часть грандиозных преобразований. На тех же принципах технологичности, удобства и доступности сегодня происходит комплексная модернизация всей транспортной системы страны — как в рамках масштабных правительственных программ, так и при активном привлечении частных средств и бизнес-инициатив. Обновляются трамвайные линии и парки, модернизируется и расширяется метрополитен, а также активно строится новая высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ).
С учётом огромных размеров территории нашей страны, инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры создают фундаментальные новые возможности для каждого из нас.
