
Возвращение коллекторской практики может негативно сказаться на доверии жильцов и создать риски для добросовестных плательщиков.
На фоне увеличения задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги, управляющие компании вновь поднимают вопрос о возможности передачи этих долгов коллекторским агентствам. По их мнению, такая мера позволит устранить кассовые разрывы и повысить качество обслуживания жилых домов. Однако эксперты предупреждают: переуступка долгов третьим лицам сопряжена со значительными рисками для добросовестных плательщиков и может серьезно подорвать доверие жителей к системе ЖКХ.
Российские управляющие компании (УК) выступают за возобновление права передавать задолженности по жилищно-коммунальным услугам (ЖКУ) сторонним организациям, включая коллекторские агентства. Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), 23 июля направила соответствующие предложения в Минстрой и Государственную Думу, призывая внести поправки в Жилищный кодекс РФ. На сегодняшний день законодательство с 2019 года запрещает подобную уступку, защищая граждан от недобросовестных взыскателей. Главная причина нынешней инициативы УК – хроническая нехватка средств, так как они обязаны оплачивать коммунальные ресурсы поставщикам, даже если жильцы не вносят платежи.
Ситуация с коммунальными долгами действительно серьезна. К 2023 году общая сумма задолженности граждан за ЖКУ достигла почти 900 миллиардов рублей. При этом до 50% этих долгов приходится именно на управляющие компании, а не на ресурсоснабжающие организации. УК вынуждены компенсировать неоплаченные счета, что приводит к росту дебиторской задолженности на их балансах и мешает финансировать текущий ремонт, а также надлежащее содержание дворовых территорий и домов. В итоге, бремя задолженности недобросовестных плательщиков ложится на плечи тех, кто оплачивает услуги вовремя.
Тем не менее, предлагаемое решение о снятии запрета на передачу долгов коллекторам вызывает обоснованные опасения. Критики считают, что такие изменения могут возродить практики, которые в прошлом уже привели к введению законодательных ограничений. Юристы указывают на высокие риски передачи долгов недобросовестным взыскателям и расценивают эту идею как противоречащую духу закона, изначально направленного на защиту граждан от чрезмерного давления.
Одним из возможных негативных сценариев является ухудшение взаимодействия между жильцами и управляющими компаниями. До настоящего времени УК были заинтересованы в диалоге с должниками: они напоминали о платежах, предлагали рассрочки, объясняли последствия неуплаты. В случае легализации переуступки, как предупреждает член экспертного совета при Комитете Госдумы по ЖКХ Павел Склянчук, компании могут просто «продавать» проблемных клиентов коллекторам, избегая необходимости вести сложные переговоры.
Еще одна серьезная проблема – потенциальное снижение доверия к самой системе управления многоквартирными домами. Если управляющие компании начнут активно прибегать к услугам взыскателей, жильцы могут воспринять это как отказ от ответственности за качество сервиса и отсутствие желания идти на контакт. Это особенно актуально в случаях возникновения споров относительно корректности начислений или задолженностей, перешедших от предыдущих собственников квартир.
Дополнительную тревогу вызывает отсутствие специализированных механизмов защиты потребителей именно в сфере ЖКХ. Как отмечает Склянчук, «у нас есть универсальный закон о коллекторской деятельности, где прописаны ограничения по количеству звонков и встреч, но никаких особенностей для коммунальной сферы он не содержит». В условиях, когда долги могут возникать из-за ошибок в расчетах, начислений «задним числом» или разногласий по тарифам, универсальных мер может быть недостаточно.
Параллельно с обсуждением инициативы УК, Минстрой запустил эксперимент по онлайн-взысканию долгов через Государственную информационную систему ЖКХ (ГИС ЖКХ). С 1 июля 2025 года в 17 регионах страны действует цифровой механизм: информация о долге поступает от УК в информационную систему, затем передается в Росреестр и в систему «Правосудие» для вынесения судебного приказа. Этот механизм призван упростить процедуру взыскания, снизить издержки и ускорить возврат средств, при этом исключая передачу информации посторонним лицам до судебного решения. Однако этот проект пока находится на стадии эксперимента и продлится до конца июня 2026 года.
По мнению Склянчука, примеры зарубежных практик вряд ли применимы к российским реалиям. В странах Запада действуют иные, более жесткие и быстрые подходы к выселению и отключению услуг. В развивающихся странах — другой уровень стандартов. «Нам нужно искать свой путь», — подчеркивает эксперт, предлагая сфокусироваться на развитии коммуникаций между УК и жителями, а не на передаче долгов третьим лицам.
Необходимость реформ признают все участники рынка, однако методы их реализации вызывают споры. По словам Павла Склянчука, управляющие компании должны активнее инвестировать в собственные претензионные службы, развивать разъяснительную работу, использовать PR и социальную рекламу: «Плакаты с лозунгами вроде «Заплати за воду — спи спокойно» — это тоже инструмент, который может повлиять на дисциплину». В этом контексте предложение о продаже долгов коллекторам воспринимается не как панацея, а скорее как сигнал о более глубокой проблеме: хроническом дефиците качественного управления и эффективного диалога с собственниками.
Мнение эксперта
Павел Склянчук, член экспертного совета по ЖКХ при Комитете Госдумы по строительству и ЖКХ, комментирует: “На добросовестных плательщиков передача долгов коллекторам, скорее всего, не окажет влияния. Речь идет о крайних случаях, когда другие меры уже не помогают. Массовой передачи долгов не будет: коллекторы работают по дисконту, и УК будут пытаться решать проблемы своими силами. Специализированных механизмов нет — действует общий закон о коллекторской деятельности. В случае возврата уступки долгов, УК, возможно, вообще перестанут общаться с жильцами-должниками, предпочтя продавать долг. А ведь сейчас они стараются наладить диалог. На мой взгляд, решать проблему надо через улучшение коммуникации, просвещение и вовлечение собственников. Примеров успешной передачи долгов в ЖКХ за рубежом нет — там другие реалии. Нам нужен свой путь.”