В американской Торговой палате предложили взаимодействовать с Россией в обход SWIFT

Общественный новости » В американской Торговой палате предложили взаимодействовать с Россией в обход SWIFT
Preview В американской Торговой палате предложили взаимодействовать с Россией в обход SWIFT

Несмотря на интерес бизнеса, аналитики сомневаются в скором возобновлении прямых платежей между странами из-за санкций.

Эксперты скептически отнеслись к возможностям восстановления прямых платежей между двумя странами
Фото: Геннадий Черкасов

Глава Американской торговой палаты в РФ (AmCham) Роберт Эйджи заявил, что американские компании могут совершать платежи с Россией, минуя систему SWIFT. По его словам, бизнес США заинтересован в возвращении на российский рынок, и его организация ведет диалог с властями США по вопросу выдачи лицензий отдельным российским банкам для проведения долларовых операций. Эйджи отметил, что компании проявляют “исключительную изобретательность” в поиске способов осуществления международных платежей, поскольку финансовые потоки, будучи заблокированными в одном направлении, находят другие маршруты.

Мнения экспертов относительно возможности организации торговли между Россией и США в обход SWIFT и создания специальной двусторонней платежной системы разошлись. Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев считает, что Россия заинтересована в притоке американских инвесторов на свои рынки облигаций и акций для увеличения капитализации. Хотя это возможно и без них, их участие ускорило бы процесс. Для этого, по его мнению, необходимо отменить санкции США против Мосбиржи, что он считает вероятным сценарием. Разуваев также отметил, что SWIFT, будучи по сути европейской системой, не является необходимым для России.

Другие аналитики выражают сомнения, напоминая, что любая платежная система не сможет функционировать в обход решений американского правительства. Кроме того, даже до введения санкций объемы торговли между РФ и США были невелики. Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова отметила, что Россия уже располагает собственной альтернативой SWIFT — Системой передачи финансовых сообщений (СПФС). Подобные системы существуют также в Китае, Индии, Иране и ряде других стран. США также имеют свою внутреннюю платежную систему, независимую от SWIFT. Потенциальная двусторонняя система для России и США была бы полезной, если бы присутствовала политическая воля и желание бизнеса с обеих сторон восстановить сотрудничество. Однако для этого в первую очередь потребуется отмена санкций, затрагивающих как минимум взаимную торговлю, включая эмбарго и потолок цен на российскую нефть, а также восстановление прямого авиасообщения.

Для России создание такой системы имело бы преимущества, позволяя установить прямую торговлю с США без участия посредников из недружественных стран, нормализовать деловые связи, упростить работу американского бизнеса в РФ и дать возможность российским компаниям возобновить партнерство с США. Основные недостатки связаны с тем, что США и Россия исторически не являлись крупными торговыми партнерами, и взаимный товарооборот всегда был незначительным. Следовательно, новая платежная система, скорее всего, будет более выгодна американскому бизнесу, работающему в России, чем российскому. Возникает вопрос, не логичнее ли для США было бы просто отменить санкции против СПФС и осуществлять платежи через уже существующую систему, вместо создания новой. Возвращение торговли долларами на Мосбиржу маловероятно, но и не имеет критического значения, поскольку доллар успешно торгуется на внебиржевом рынке в России.

Боязнь впасть в немилость

Главный риск для любого бизнеса при создании альтернатив SWIFT — это попадание под санкции собственного государства. Павел Федоров, основатель платформы токенизации Fractio, считает, что конкретных планов по таким альтернативам пока нет, поскольку они будут прямо нарушать действующие санкции, что грозит многомиллиардными штрафами и уголовной ответственностью. По его мнению, полноценное возобновление оборота доллара на биржах возможно только при полной отмене санкций США в отношении долларовых операций для всех российских финансовых институтов.

Альтернативные каналы для международных расчетов уже активно используются. Анастасия Прикладова, доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Плеханова, считает, что глава AmCham фактически констатировал уже существующее положение дел. Возможно, он имел в виду использование доллара в расчетах, но это отдельная проблема. Возвращение доллара на Московскую биржу является прерогативой государства, а не бизнеса, и она не видит прямой связи с состоянием торговых отношений. Расчеты могут проводиться через посредников с последующей конвертацией. Если речь идет именно о создании “аналога SWIFT” между РФ и США, то это было бы целесообразно лишь при отказе от доллара и переходе, возможно, на цифровые валюты. В противном случае компании продолжат сталкиваться с ограничениями.

Президент Ассоциации инвестиционных советников Юлия Кузнецова расценивает заявление главы AmCham скорее как политико-экономический сигнал, нежели как готовый сценарий. По ее мнению, это говорит о том, что в условиях санкций американские компании, сохраняющие интерес к российскому рынку, ищут обходные пути. Это не предвещает массового восстановления торговли, но является своего рода сигналом: “Если появится возможность, мы готовы”.

Возвращение блудного доллара

Возвращение доллара на Мосбиржу в полной мере невозможно без снятия санкций с Национального клирингового центра (НКЦ), который находится под ограничениями OFAC Минфина США. Даже если отдельные компании найдут схемы расчетов в долларах, они не будут проходить через биржевую инфраструктуру РФ. Точечные механизмы обхода ограничений уже действуют, например, через китайскую CIPS (аналог СПФС), банки Турции или ОАЭ, а также саму СПФС Центробанка России. Проблема заключается не в скорости, а в юридических и санкционных рисках, подчеркнула Кузнецова. Для запуска полноценного российско-американского “аналога SWIFT” необходимы нейтральная территория (вероятно, страна с более мягкой санкционной политикой), банки, готовые работать вне основной системы, и политическое одобрение Минфина США (что в текущей ситуации маловероятно).

При благоприятных условиях и появлении политической возможности такую систему можно запустить в течение 6-18 месяцев. Схожие оценки дают и другие аналитики. По словам Мильчаковой, в отличие от российско-турецкой платежной системы, разработка которой идет уже много лет без видимых результатов, российско-американскую систему при условии отмены санкций можно было бы ввести в действие достаточно быстро, возможно, за несколько месяцев или год. Значительных капиталовложений для ее создания не потребуется, а работа может быстро окупиться за счет комиссий.

Таким образом, ключевой фактор не в затратах времени или средств на создание новой системы, а в общей сложности ситуации. По мнению Кузнецовой, заявление главы AmCham — это “пробный шар”, сигнал о сохранении делового интереса. Но для реального восстановления расчетов и торговли необходимы ослабление санкций и предоставление институциональных гарантий участникам. Для России это было бы выгодно при условии стабильности и предсказуемости. В текущей ситуации это скорее нишевое решение для ограниченного круга компаний.