В Минстрое предложили ввести обязательную отработку для студентов стройвузов

Общественный новости » В Минстрое предложили ввести обязательную отработку для студентов стройвузов
Preview В Минстрое предложили ввести обязательную отработку для студентов стройвузов

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой) РФ выдвинуло предложение об обязательной отработке для выпускников строительных вузов, обучавшихся за счет бюджетных средств. Эта инициатива вызывает сравнения с существующей практикой для медицинских специалистов. Однако эксперты указывают на сложности, связанные с дефицитом государственных структур в строительной сфере и не всегда готовностью частного бизнеса принимать молодых специалистов без опыта.

Студенты строительного вуза
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Ирек Файзуллин, руководитель Минстроя, выступил с инициативой обязательной отработки для выпускников строительных высших учебных заведений, получивших образование за государственный счет. Он считает, что после завершения обучения этих специалистов следует направлять в региональные компании, проведя параллель с аналогичной системой, действующей для некоторых медицинских профессий.

Файзуллин подчеркнул, что в российском строительстве практически отсутствуют государственные организации, а сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) может не располагать достаточным количеством вакансий для обеспечения работой молодых кадров. Кроме того, министр сообщил, что в ведомстве рассматривается возможность сокращения сроков обучения как в вузах, так и в строительных колледжах.

Однако конкретные механизмы распределения выпускников-бюджетников пока не были озвучены. Каково мнение представителей строительной отрасли относительно этой идеи?

Мнения экспертов

Михаил Степанов
Профессор кафедры механизации, автоматизации и роботизации строительства НИУ МГСУ

«Я полностью поддерживаю инициативу министра, — заявил Степанов. — Если государство оплачивает обучение студента, то вполне логично, что он должен эти средства отработать. В мое время, в Советском Союзе, мы проходили через систему распределения и отрабатывали положенный срок, и это было нормально. Многие мои однокурсники либо оставались на своих местах, либо находили новую работу после трех лет обязательной отработки. Важно, чтобы студенты осознавали, что после получения диплома строительного вуза они будут работать в строительной сфере, а не заниматься чем-то посторонним. Это должно мотивировать их к более глубокому получению знаний, а не просто к получению документа об образовании.»

На вопрос о возможностях трудоустройства выпускников, Степанов продолжил: «В нашем университете был успешный опыт сотрудничества с компанией СУ-155 (когда она еще существовала), с которой был заключен договор. Студенты, проходя практику, подписывали соглашения о дальнейшем трудоустройстве, и многие затем успешно работали там. Однако есть существенное отличие от советских времен: тогда все предприятия были государственными, тогда как сегодня в строительстве их практически не осталось. Здесь необходимо искать пути привлечения частного бизнеса. Нынешняя система целевого обучения, когда вуз принимает студентов по заказу государственных структур, не получила широкого распространения. Частная компания может заключить договор на одного студента, но не всегда уверена в своем существовании через пять лет, и не хочет вкладывать средства впустую, что вполне объяснимо. Например, руководители в сфере ЖКХ часто имеют экономическое образование и умеют хорошо считать деньги, но не разбираются в инженерных системах водоснабжения, газоснабжения, лифтах, что может приводить к проблемам и нарушениям.»

Станислав Сагирян
Акционер, член совета директоров ГК РКС «Девелопмент»

«Выпускник — это всегда «зеленый» специалист, который еще мало что понимает, — отметил Сагирян. — У него есть образование, но нет опыта, поэтому ему неизбежно придется «набивать шишки». Если этот процесс будет происходить в министерствах, ситуация не улучшится, ведь основная кадровая проблема этих ведомств — это нехватка именно квалифицированных управленцев, способных понимать процессы и эффективно руководить. Набор большого количества студентов не решит эту проблему. Необходимо разобраться в причинах дефицита квалифицированных кадров, это может быть связано с уровнем заработной платы, ответственностью (многие боятся прокуратуры) или другими факторами. Государственная служба не так страшна, как кажется. Важно, чтобы человек сам убедился в этом. Необходимо внедрять практику, когда после второго или третьего курса студентам предоставляется возможность взять академический отпуск на год для прохождения практики, а затем вернуться к обучению. Они должны обязательно поработать по специальности — будь то в частной компании или в государственных органах. Это поможет им точно определиться с тем, чем они хотят заниматься, и понять различия между проектированием, управлением строительством или работой непосредственно на строительной площадке.»

На вопрос о наиболее дефицитных категориях строителей Сагирян коротко ответил:

— «Я думаю, что не хватает всех…»

Мария
Выпускница государственного строительного вуза

«Я бы негативно восприняла такую идею и, скорее всего, не выбрала бы это направление обучения, если бы знала об обязательной отработке, да еще и по распределению в любом городе страны, как это было раньше, — поделилась Мария. — Никто не может исключить, что интерес к специальности может исчезнуть в процессе обучения. К тому же, в современных условиях, когда есть множество возможностей для смены деятельности после различных курсов, люди, переезжающие учиться в столицу, в большинстве своем планируют здесь и остаться. Для многих это одна из главных целей переезда. Проведя четыре года в Москве, оказаться затем в любой точке нашей огромной страны — это не самая привлекательная перспектива.»

Мария уточнила, что переехала из Екатеринбурга, а ее специализация — «биотехнологии, информационное моделирование в строительстве».

Она нашла работу в коммерческой структуре на последнем курсе, без целевого направления. В ее группе из 20 человек было лишь около трех платников, а целевое обучение на их направлении отсутствовало. «Большинство моих одногруппников ушли в IT-сферу, — добавила она. — Жизнь дорогая, и молодое поколение ищет способы достойно зарабатывать. Разговоры об их зарплатах вызывают у меня легкую грусть.»

Исследование, проведенное сервисом «Работа.ру», показало, что лишь треть граждан России трудоустроены по специальности, полученной в высших или средних профессиональных учебных заведениях.