
Аномальная жара установилась в подмосковном Чехове, и жители одной из многоэтажек столкнулись с неожиданной проблемой: в их квартирах заработали батареи. Причиной инцидента стала поломка запорной арматуры, произошедшая после проведения профилактических работ. Устранить проблему удалось только после того, как жители обратились с жалобами в социальные сети, напрямую к главе городского округа.

Этот случай привлек внимание к существующим системным проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Эксперты отмечают, что подобная ситуация свидетельствует о халатности управляющей компании. Юристы же указывают на крайне низкие шансы добиться какой-либо компенсации ущерба в таких случаях.
Ситуации, когда дома остаются без тепла в сильные морозы, к сожалению, нередки и уже стали почти привычными. Например, в январе прошлого года в Климовске (район Подольска) при температуре минус 30 градусов произошел прорыв на теплотрассе, оставивший без отопления 170 зданий. В Чехове же произошел обратный, сюрреалистичный случай: при 33-градусной жаре в доме по улице Московской, 101б, батареи начали работать на полную мощность. Как отмечает местная жительница Валентина, такие проблемы в ЖКХ для города не в новинку:
«Я живу в частном секторе города Чехова, но общаюсь и с другими жителями. Я вижу, что люди сталкиваются с проблемами в сфере ЖКХ. Зимой люди неделями сидят без отопления. Сейчас, в этот летний период, люди пишут обращения в администрацию по поводу затопленных подвалов — прогнили трубы, десятилетиями никаких работ не проводилось. И проблема, которая возникла на Московской улице, когда среди жары включили батареи, не нова. ЖКХ-проблемам не уделяется должного внимания. Люди страдают в своих многоквартирных домах».
Жители, вынужденные обогревать квартиры в летний зной, пытались решить проблему, обращаясь в управляющую компанию. Жалобы также активно поступали в соцсети главы округа Михаила Собакина. В ходе выяснения обстоятельств оказалось, что после проведения профилактики и запуска горячего водоснабжения была повреждена запорная арматура. Это привело к тому, что горячая вода беспрепятственно попала в систему отопления.
По мнению директора управляющей компании «Приоритет» Дмитрия Аристархова, чья компания работает в Москве и Московской области, виновник инцидента очевиден:
Дмитрий Аристархов
директор управляющей компании «Приоритет» в Москве и Московской области
«У нас по регламенту есть весенний осмотр, проводятся технические работы по всей инженерии, по всем внутренним инженерным системам. Управляющая компания однозначно в данном случае виновата, однозначно имеет недоработку, потому что все это должно было быть выявлено, известно и так далее и приняты меры. Что такое запорная арматура — это хороший кран, который стоит достаточно недешево. При этом всегда есть техническая возможность что-то заварить, временно перекрыть и так далее. Это тоже управляющая компания, и главный инженер управляющей компании должен был это предусмотреть, предупредить руководство. Скорее всего, этого сделано не было. Налицо российская халатность, которая до сих пор встречается. В данном доме, конечно, люди могли и вчера, и позавчера выбрать другую компанию. Наверняка на рынке есть компании, которые бы с радостью пришли и занимались бы домом с большей отдачей».
К сожалению, подобные проблемы носят системный характер и характерны для многих городов Московской области с устаревшей коммунальной инфраструктурой, таких как Серпухов, Луховицы, Воскресенск. Добиться компенсации вряд ли возможно, считает юрист в области прав потребителей Сергей Емельянов:
Сергей Емельянов
юрист в области прав потребителей
«Жаловаться, естественно, надо в управляющую компанию. Но вопрос [в результативности] — они объяснят, что это было случайное включение, лицо или лица, ответственные за это, будут наказаны. Фактически, я думаю, на этом все исчерпано. По поводу компенсаций: для того чтобы предъявить какие-то требования, надо понести какой-то ущерб. А тут ущерб не наступил, кроме морального. Моральный ущерб чисто по закону «О защите прав потребителей» теоретически взыскать можно, но практически — вряд ли. Если у кого-то наступил материальный ущерб, упаси господи, кто-то попал в больницу в связи с этим, то можно на что-то расчитывать. Но опять же для того, чтобы предъявлять претензии, у человека должно быть заключение, что причина его госпитализации — именно перегрев. Иначе этот вариант не пойдет».
Редакция Бизнес ФМ пыталась получить комментарии от МБУ «Чеховское благоустройство», организации, которая предположительно отвечает за состояние трубопроводов в Чеховском округе. Однако у этой организации отсутствует официальный сайт. Глава округа Михаил Собакин, сообщая об устранении проблемы с отоплением, указал номер аварийной службы, а не контакты МБУ. По единственному номеру телефона, указанному в системе СПАРК для этой организации, ответил человек, который не является ее директором уже около пяти лет.