
Власти Московской области ввели новые правила для таксистов в аэропортах, направленные на борьбу с нелегальными перевозчиками и завышением цен. Теперь заказать такси можно только через официальные каналы.
С недавнего времени в аэропортах «Домодедово», «Шереметьево» и «Жуковский» начали действовать штрафы для водителей, предлагающих свои услуги пассажирам непосредственно в терминалах или на прилегающей территории. Согласно новому законодательству Подмосковья, заказ такси возможен исключительно через официальные стойки заказа или мобильные приложения агрегаторов.
Это нововведение означает, что таксисты не имеют права активно предлагать свои услуги ни на выходах из терминалов, ни ближе чем в 30 метрах от любого строения на территории аэропорта. Нарушение этого правила влечет за собой штрафы: для физических лиц от 5 тысяч рублей, для юридических — до 50 тысяч рублей. По словам путешественников, навязчивые таксисты на выходе встречаются значительно реже, чем раньше, хотя иногда еще можно увидеть одного-двух человек, предлагающих довезти до метро за фиксированную сумму.
Таксист Игорь Пчелкин, работающий через агрегаторы, подтверждает, что “бомбил-частников” стало очень мало, их активно выявляют. Контроль осуществляет Московская административная дорожная инспекция (МАДИ), которая останавливает нарушителей, выписывает штрафы (до 12 тысяч рублей) и отправляет автомобили на штрафстоянки. Водители, сотрудничающие с агрегаторами, также сталкиваются с ограничениями: им отводится лишь десять минут на пребывание на территории аэропорта после завершения заказа, иначе им грозит штраф в 6 тысяч рублей.
Участники рынка отмечают, что новые правила распространяются и на легальных таксистов, а также на транспортные компании, которые теперь не могут предлагать свои услуги напрямую. Заказ такси возможен только через мобильные приложения или официальные стойки в терминалах. Например, на сайтах «Шереметьево» и «Домодедово» в качестве официальных партнеров указаны «Яндекс Такси» и «Домтранс» (для Домодедово). Многие эксперты выражают обеспокоенность по поводу возможной монополизации рынка. Председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов рассказал, что в прошлом аэропорты сотрудничали с аффилированными компаниями, предоставляющими особые условия доступа, а теперь их место занял «Яндекс Такси», которому не нужны конкуренты, предлагающие услуги напрямую.
Аналогичные меры по борьбе с зазывалами действуют с января в петербургском «Пулково». Директор по развитию компании «Петербургское такси 068» Андрей Белов сообщил, что в «Пулково» фактически работает только «Яндекс Такси», а другие компании и самозанятые водители не могут осуществлять там деятельность. Заезд в аэропорт ограничен 15 минутами, превышение этого времени влечет штраф в 2000 рублей. Кроме того, Белов упомянул о проблемах, возникающих из-за отключений интернета, когда водители-мигранты, составляющие значительную часть парка агрегаторов, не могут работать без навигаторов, что приводит к дефициту машин.
Для прилетающих пассажиров в Москве, с одной стороны, исчезновение толпы навязчивых таксистов, ищущих клиентов, является безусловным плюсом, так как это снижает риск обмана. С другой стороны, некоторые признают, что среди “зазывал” иногда можно было найти водителя, который предлагал более выгодные условия и доставлял до места назначения дешевле, чем агрегаторы.