
В Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий административную ответственность для должностных и юридических лиц, ответственных за регулярные перевозки пассажиров, в случае нарушения расписания движения. Предлагаемые размеры штрафов составляют от 3 до 5 тысяч рублей для должностных лиц, от 5 до 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и от 10 до 30 тысяч рублей для юридических лиц. Возникает вопрос, насколько эффективными окажутся такие меры в борьбе с недобросовестными транспортными компаниями.
Инициатива, разработанная депутатами ЛДПР и сенаторами, направлена на регулирование регулярных перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом, включая автобусы, троллейбусы, трамваи, а также электрички и поезда. В отличие от железнодорожного транспорта, где соблюдение графика движения, как правило, не вызывает нареканий, у других видов общественного транспорта опоздания являются частым явлением. Авторы законопроекта объясняют необходимость его принятия возросшим числом жалоб от граждан, в частности, на регулярные задержки автобусов в Подмосковье.
Законопроектом предлагается установить предельно допустимое время опоздания, при превышении которого будет применяться штраф, за исключением ситуаций, вызванных форс-мажорными обстоятельствами. Для городского транспорта этот лимит составляет не более 15 минут, для пригородного – до 30 минут, для междугороднего – до одного часа, а для международных рейсов – до четырех часов.
Вячеслав, житель небольшого поселка в Подмосковье и собеседник Бизнес ФМ, регулярно пользуется автобусом для поездок в Москву. Он отмечает, что зимой ожидание транспорта на остановках, где автобусы ходят не чаще раза в полчаса без четкого опубликованного расписания, особенно тяжело. Если автобус еще и опаздывает на полчаса, интервал между рейсами может достигать часа. Вячеслав выражает свое мнение:
Разрешенное время задержки в 30 минут для пригородного транспорта — это слишком долго, потому что невозможно планировать что-то серьезное при использовании этого транспорта. Часто сталкивался с опозданием транспорта и на 30 минут, и больше, и даже был случай, когда автобус совсем не приезжал. Дозвониться никому невозможно по тем телефонам, которые указаны на сайте этих компаний. После того как этот закон будет принят, тоже непонятно, к кому звонить и обращаться. Считаю, что этот закон будет действовать, только если у пассажиров будет возможность позвонить по горячей линии в инстанцию, которая стоит над всеми перевозчиками и которая будет накладывать на них штрафы.
Актуальность проблемы опозданий общественного транспорта подтверждает и председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков, отмечая отсутствие административной ответственности перевозчиков за такие нарушения на сегодняшний день. Однако, по его словам, принятие предложенного законопроекта маловероятно.
Есть много деталей, из-за которых эта норма не может быть принята. Необходимо определять, есть вина перевозчика или нет вины перевозчика. Почему автобус задержался? Потому что водитель пошел мороженое купить или потому что была пробка на дороге? Это надо расследовать, на это нужны силы, деньги и так далее. И в связи с этим, я думаю, что так просто эта норма не пройдет. Хотя она была бы полезна для того, чтобы дисциплинировать перевозчиков, чтобы было как можно меньше опозданий по их вине.
Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров России
Существует и противоположная точка зрения. Константин Крохмаль, руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» и член общественного совета МВД России по Москве, указывает на плохое состояние дорожной инфраструктуры во многих регионах, включая значительное количество грунтовых дорог. Он считает, что введение штрафов может подтолкнуть водителей к нарушению скоростного режима, что, в свою очередь, приведет к росту аварийности.
Я считаю, что [инициатива] не в том направлении. Нужно не штрафовать водителей, а создавать для них более комфортабельные условия: делать комнаты отдыха, повышать зарплату водителей, делать более комфортными поездки, делать больше пит-стопов для того, чтобы останавливались. В городском транспорте надо делать так, чтобы было информационное табло, когда подъедет автобус, как в Москве. А если идти по пути затягивания гаек, можно просто потерять бизнес. Транспорт из безопасного будет становиться очень сильно опасным. Водитель, боясь получить штраф, будет гнать, увеличится количество ДТП, аварий.
Константин Крохмаль, руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения», член общественного совета МВД России по Москве
В настоящее время у пассажиров фактически отсутствуют действенные механизмы воздействия на перевозчиков. Хотя можно направить жалобу в органы власти с надеждой на расторжение контракта с особо недобросовестной компанией, такие случаи крайне редки. Отдельные настойчивые пассажиры могут попытаться в судебном порядке доказать ущерб, понесенный из-за задержки транспорта, но и такие прецеденты единичны.