В России создана передовая система расчета для плазменных двигателей

Общественный новости » В России создана передовая система расчета для плазменных двигателей
Preview В России создана передовая система расчета для плазменных двигателей

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва

Специалисты Самарского университета имени Королева и Московского авиационного института разработали инновационную систему для расчета характеристик импульсного газового клапана. Этот элемент является одним из ключевых узлов в конструкции перспективных космических плазменных двигателей.

Как отметил Георгий Макарьянц, заведующий кафедрой эксплуатации авиационной техники Самарского университета, в последние годы значительно возросло использование малых и сверхмалых космических аппаратов, включая наноспутники формата «кубсат», для выполнения разнообразных задач как на Земле, так и в космическом пространстве. Эффективность этих аппаратов существенно возрастает при оснащении их реактивными двигательными установками.

По всему миру активно ведутся исследования и разработки двигательных установок для спутников малого и сверхмалого класса. Среди наиболее перспективных решений выделяются импульсные плазменные двигатели, использующие газообразное рабочее тело. В таких двигателях газ подается в разрядный канал через специальный импульсный клапан, который открывается на строго определенное время. При достижении необходимого давления происходит электрический пробой между электродами. В результате газ разогревается, ионизируется, трансформируясь в плазму, которая затем ускоряется в сопле, генерируя необходимую тягу.

Ученые подчеркивают, что импульсный газовый клапан представляет собой один из наиболее сложных и критически важных компонентов плазменного двигателя, поскольку от его стабильной работы зависит функционирование всей двигательной установки. Георгий Макарьянц пояснил, что в рамках проведенного исследования были детально изучены различные аспекты работы клапана с целью оптимизации параметров тяги двигателя и показателей расхода газа. Это позволило создать универсальную систему расчета характеристик клапана как по рабочему давлению, так и по быстродействию. Полученные результаты могут быть эффективно использованы конструкторами при проектировании газовых трактов для будущих плазменных двигателей.

Разработанная система расчета успешно прошла экспериментальную проверку на газовом клапане, созданном в Научно-исследовательском институте прикладной механики и электродинамики Московского авиационного института. В ходе испытаний в качестве рабочего тела использовался азот. Применение этих алгоритмов для расчета параметров клапана позволит создавать более экономичные и легкие космические двигатели, что, в свою очередь, значительно увеличит срок активной службы наноспутников на орбите.

Данное экспериментальное исследование было проведено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках всероссийского проекта “Фундаментальные проблемы разработки аэрокосмических транспортных систем и управления в аэрокосмической технике для обеспечения связанности территории РФ”. Результаты работы были опубликованы в авторитетном международном издании International Review of Aerospace Engineering (“Международный обзор аэрокосмической техники”).