
На российском рынке готовой еды наблюдается значительный рост спроса, достигающий 30-40% в год, что выделяется на фоне замедления темпов роста всего продуктового ритейла. Участники рынка отмечают, что текущее предложение не успевает за столь динамичным увеличением интереса потребителей, создавая определенные вызовы.
Повышенный интерес к готовым блюдам отмечается в России уже несколько лет. Этот тренд проявляется как в сфере доставки, так и в традиционной рознице. Причины разнообразны: изменение образа жизни россиян, стремление сэкономить время на готовке, а также нежелание или недостаточные навыки в кулинарии, особенно среди молодого поколения.
Ситуацию также усугубляет демографический фактор. По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, за последние 12 лет число россиян, проживающих в одиночку, почти удвоилось, увеличившись с 14 до примерно 27 миллионов человек.
генеральный директор «Infoline-аналитики»
«За последние два года этот рост существенно ускорился. Его в том числе поддерживает развитие онлайн-продаж, потому что готовая еда стала одним из ключевых драйверов для ряда компаний-лидеров: X5, «Вкусвилл», «Яндекс Лавка», «Самокат», «Азбука вкуса», «Магнит». При этом уровень проникновения готовых блюд в целом в России пока еще очень невелик. Сейчас показатели на уровне 4%, это доля готовых блюд в обороте розничной торговли продовольственными товарами и напитками. Но потенциал мы видим как минимум двукратный. Это долгосрочный тренд, который сейчас в значительной степени замедляется в связи с тем, что предложение очень ограниченно. Есть серьезный дефицит производителей и поставщиков готовой еды. Это, наверное, очень серьезная проблема, которую сейчас по-разному решают ретейлеры: стимулируют развитие компаний и поставщиков, увеличивая у них объемы заказов, и самостоятельно строят так называемые фабрики-кухни».
Помимо удобства, растет спрос на здоровую, качественную и разнообразную еду. Покупатели все чаще выбирают готовые блюда премиум-класса, по качеству приближенные к ресторанным. При этом бюджетный сегмент готовой еды теряет популярность. Также уделяется больше внимания составу и срокам годности; ритейлеры предпочитают продукцию с коротким сроком хранения, отказываясь от позиций, хранящихся 14 дней и более.
Дмитрий Пронин, фудтех-предприниматель и основатель сервиса «Marco: шеф-повар на каждый день», прогнозирует увеличение оборота рынка готовой еды на 30-40% в этом году, несмотря на общее замедление продуктового ритейла. По данным Infoline, совокупная выручка десяти крупнейших FMCG-сетей в январе-марте сократилась почти на 7% по сравнению с прошлым годом, составив около 3 триллионов рублей.
фудтех-предприниматель, основатель сервиса «Marco: шеф-повар на каждый день»
«По моим данным, по итогам 2024 года рынок доставки готовой еды составил более 1,5 трлн рублей. И к 2030 году он еще вырастет в два-три раза. Приготовление еды становится уже ремеслом, за которое необходимо платить. Сейчас крупные игроки выделяют отдельную категорию под названием «готовая еда». Этот спрос будет обеспечен как раз крупными игроками, которые сейчас повсеместно запускают свои пищевые производства, потому что идут маржу — это раз. А два — контроль качества и безопасность питания, потому что от других поставщиков проконтролировать это довольно сложно».
В «Яндекс Лавке» также отмечают растущий спрос на готовую еду. Руководитель направления готовой еды в «Яндекс Лавке» Мария Дмитриева сообщает, что доля кулинарии и готовых блюд в их ассортименте, включая продукцию под собственной торговой маркой, весьма значительна.
руководитель направления готовой еды «Яндекс Лавки»
«2024 год по отношению к 2023-му вырос более чем на 70%. С начала этого года мы отмечаем рост — 20-30%. Эти цифры могут варьироваться в зависимости от региона и категорий. Мы совершенно точно видим, как становятся востребованными блюда, которые можно съесть на обед: супы и вторые блюда. Десерты и закуски также показывают рост, но не такой значительный, порядка 15%. Мы адаптируемся к этому росту и интересу потребителя через то, что мы постоянно расширяем свой ассортимент, находим новых партнеров производства, рестораны, которые заводят новые разнообразные позиции на полку».
Эксперты предупреждают: недостаток производственных мощностей для удовлетворения растущего спроса может негативно сказаться на качестве продукции и спровоцировать повышение цен. Ритейлеры активно инвестируют в развитие собственных фабрик-кухонь и оптимизацию логистических цепочек, чтобы нарастить объемы производства и справиться с вызовами быстрорастущего рынка.