В школы России возвращается предмет «Духовно-нравственная культура» с 2026 года

Общественный новости » В школы России возвращается предмет «Духовно-нравственная культура» с 2026 года
Preview В школы России возвращается предмет «Духовно-нравственная культура» с 2026 года

Предмет «Духовно-нравственная культура России» (ДНКР) вернется в школьную программу, начиная с 2026-2027 учебного года. Эта новость последовала за бурными дискуссиями, вызванными предыдущим предложением Министерства просвещения об исключении ДНКР как отдельной дисциплины из программы 5-7-х классов и ее интеграции в школьный курс «История нашего края». Инициатива, в частности, подверглась резкой критике со стороны Патриарха Кирилла.

Школьники на экскурсии в музее.

Согласно официальному документу Минпросвещения, подтверждающему данное решение, программа ДНКР в настоящее время проходит экспертизу. Параллельно активно ведется работа над созданием новых учебников, первые варианты которых планируется представить уже к ноябрю текущего года.

Важно отметить, что «Духовно-нравственная культура России» не является совершенно новой дисциплиной для школьников. Она уже преподавалась ранее в 5-7-х классах. Обновления коснутся как содержания программы, так и распределения учебных часов: в 5-х классах будет предусмотрен один урок раз в две недели, а для 6-х и 7-х классов — один урок еженедельно. Преподавать этот предмет будут учителя истории.

Как подчеркивается, основная цель данной дисциплины — формирование у школьников мировоззрения, основанного на традиционных и созидательных ценностях. Курс будет включать изучение биографий и взглядов выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей культуры, науки и армии, а также героев специальной военной операции.

Издание «Бизнес ФМ» провело опрос среди учителей и директоров школ, чтобы выяснить их мнение о целесообразности возвращения данного предмета в качестве отдельной дисциплины.

Мнения экспертов

Григорий Назаров, учитель истории и обществознания гимназии № 9 города Химки:

Курс проработан, его основа уже существует, изменения будут касаться содержания. Важность отдельной дисциплины в том, что мы получаем ключевой предметный результат. Это позволяет нам, учителям, вместе с детьми изменить фокус восприятия. Как историк, я вижу в этом огромное преимущество для понимания глобальных процессов. Например, история России может начинаться с изучения развития нашего города, его истоков, людей, которые его строили, их верований и правил жизни.

Касательно темы специальной военной операции, она поднимет вопросы о том, кого можно назвать патриотом, а также о готовности к самопожертвованию, причем не только материальному, ради общей цели. Важно говорить на такие серьезные темы с учениками, начиная уже с 5-го класса.

Евгений Ямбург, Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109 в Москве:

Я не против духовно-нравственной культуры, но как профессионал хочу отметить: невозможно бесконечно расширять содержание образования. Каждый пытается добавить что-то свое. Возникает вопрос: за счет чего? Может, сократим математику и русский? Наиболее разумный путь здесь — это интеграция. Гуманитарные предметы, такие как великая русская литература (Достоевский, Толстой, Куприн), дают прекрасную возможность укреплять эти основы. Наши исторические курсы также предоставляют такую возможность. К тому же, время изменилось. Сегодня появился искусственный интеллект — это реальность, с которой нужно считаться, не бояться, а использовать в мирных целях, сочетая традиции и новаторство. Это как два плеча коромысла, которыми нужно держать равновесие. Никакие нейросети не отменяют заповеди Моисея и Нагорную проповедь Христа, а это основы мировой духовно-нравственной культуры. Поэтому предмет нужен, но не стоит заниматься профанацией: существующее образование и его содержание позволяют решать эти задачи без перегрузки детей. Точка.

Дмитрий Лутовинов, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 16 городского округа Орехово-Зуево, учитель года — 2022:

Я пока не успел ознакомиться с содержанием курса. Идея введения такой дисциплины уже существовала, и похожий опыт есть. Думаю, если курс будет сосредоточен на биографиях важных исторических личностей — полководцев, героев, деятелей культуры и искусства, — это будет очень хорошо, детям, безусловно, нужно их знать. С моей точки зрения, как человека, любящего культуру и историю нашей страны, это позитивно. Как учитель истории, я считаю, что каждый педагог, вероятно, считает свой предмет самым интересным и важным. Поэтому, по моему субъективному мнению, такой курс имеет право на существование. Единственное, воспитание, вероятно, невозможно полноценно осуществлять, сидя за партой в школе. Воспитание — это масштабный процесс, который происходит не только в учебном заведении, но и во всей среде, окружающей ребенка и нас.

Напомним, министр просвещения Сергей Кравцов ранее подтверждал, что предмет будет официально возвращен в школьное расписание с 1 сентября 2026 года. Ранее высказанное предложение Минпросвещения об исключении ДНКР как отдельной дисциплины и ее интеграции в курс «История нашего края» было резко раскритиковано Патриархом Кириллом, что, вероятно, и повлияло на текущее решение.