
Как гаджеты, полученные до 13 лет, влияют на ментальное здоровье
Международная исследовательская организация Sapien Labs провела масштабное исследование, охватившее более 100 тысяч человек, и пришла к выводу, что использование смартфонов детьми в возрасте до 13 лет может иметь серьезные негативные последствия для их психического здоровья. Анализ показал, что у тех, кто получил постоянный доступ к гаджетам в юном возрасте, во взрослой жизни наблюдаются значительно более низкие показатели самооценки, самоуважения и эмоциональной стабильности. Российские специалисты также отмечают, что активное взаимодействие с социальными сетями и продолжительный просмотр коротких видеороликов способствуют чрезмерной стимуляции нервной системы. Тем не менее, некоторые эксперты считают, что более разрушительное воздействие на детскую психику оказывают семейные проблемы или буллинг, нежели сами смартфоны.
Sapien Labs инициировала исследование, чтобы определить корреляцию между возрастом, в котором человек впервые начал активно пользоваться смартфоном, и его ментальным благополучием в зрелости. В качестве исходных данных была использована собственная база онлайн-опросов Mind Health Quotient, содержащая информацию от почти 2 миллионов участников из 163 стран. Эта платформа, запущенная в 2020 году, оценивает 47 различных аспектов психического здоровья, включая социальные, эмоциональные, когнитивные и физические функции.
Для анализа ученые сфокусировались на выборке из более чем 100 тысяч человек в возрасте от 18 до 24 лет, родившихся между 1997 и 2012 годами. Исследователи подчеркивают, что именно это поколение первым столкнулось со смартфонами и социальными сетями с самого детства, что делает их идеальной группой для изучения долгосрочных эффектов.
Ключевой вывод исследования Sapien Labs заключается в том, что существует прямая зависимость: чем раньше ребенок получает доступ к смартфону и интернету, тем ниже оказываются показатели его психического здоровья в зрелом возрасте.
У людей, рано начавших пользоваться гаджетами, отмечается существенное снижение самооценки, уважения к себе, уверенности и эмоциональной стабильности. Например, 48% женщин в возрасте 18–24 лет, получивших смартфон в 5–6 лет, регулярно сталкивались с суицидальными мыслями, тогда как среди тех, кто начал пользоваться гаджетом в 13 лет, этот показатель составил 28%. У мужчин аналогичная тенденция: 31% против 20% соответственно.
Исследователи пришли к однозначному заключению: независимо от культурных или языковых особенностей, получение смартфона до 13 лет коррелирует с глубокими изменениями в психическом здоровье и общем благополучии в период ранней взрослости. Они предупреждают о тревожной тенденции: по мере снижения возраста, в котором дети получают доступ к смартфонам, наблюдается увеличение случаев агрессии, суицидальных мыслей, ощущения оторванности от реальности, а также снижение самооценки, способности к эмоциональному самоконтролю и общей устойчивости.
Клинический психолог Олеся Толстухина из медтехкомпании “Доктор рядом” подчеркивает, что виртуальный мир неизбежно отдаляет человека от реального жизненного опыта и его подлинных ощущений. Она объясняет, что фантазии, не ограниченные физическим дискомфортом или болью, могут стирать границы дозволенного. В раннем детстве, когда у детей доминирует магическое мышление, чрезмерное погружение в цифровые “бестелесные сюжеты” может привести к искаженному восприятию реальности, мешая им адекватно различать игровую модель поведения от реальной жизни.
По словам Олеси Толстухиной, со временем такие дети вырастают во взрослых, которые испытывают трудности с ориентацией в реальном мире и часто демонстрируют неадекватные реакции на жизненные ситуации.
Молекулярный биолог и научный сотрудник МГУ Сергей Харитонов отмечает, что уже существуют исследования, подтверждающие структурные изменения в мозге, а именно в соотношении белого и серого вещества, у людей, активно использующих смартфоны.
Особое внимание Харитонов уделяет ежедневному и многочасовому просмотру коротких видеороликов. Он объясняет, что обилие новой, яркой и порой бесполезной информации вызывает гиперстимуляцию нервной системы. Реакция ребенка на такую стимуляцию индивидуальна и зависит от его неврологических особенностей – кто-то может испытывать усталость, другие – чрезмерное возбуждение. Однако неизменным результатом является адаптация нервной системы к подобным интенсивным сигналам, что приводит к тому, что обычные жизненные стимулы перестают вызывать достаточный отклик. Как правило, это влечет за собой снижение способности к обучению и ослабление контроля над осознанным вниманием.
Сергей Харитонов предполагает, что проблема психического здоровья усугубляется, когда использование смартфона начинается в очень раннем возрасте, но подчеркивает, что пока сложно судить о необратимости этих изменений. Важно отметить, что исследование Sapien Labs, по его мнению, не устанавливает прямую причинно-следственную связь между проблемами психики и использованием гаджетов. Ученый указывает, что истинные причины могут крыться в других факторах, таких как неблагополучные отношения в семье или буллинг, включая кибербуллинг.