
В России рассматривается возможность введения обязательной маркировки мясной продукции, что, по мнению инициаторов, должно помочь в борьбе с незаконным оборотом и улучшить информированность потребителей. Однако это нововведение вызывает серьезные опасения у представителей бизнеса, которые предвидят значительные трудности и финансовые издержки.

Министерство промышленности и торговли РФ выступило с предложением о поэтапном введении обязательной маркировки упакованной мясной продукции, начиная с 1 августа 2026 года. Согласно планам, с 1 марта 2026 года будет запущена регистрация всех участников оборота данной продукции в государственной системе «Честный знак». С августа того же года маркировка станет обязательной для некоторых видов мясных продуктов, включая субпродукты и продукты из мясного жира. С 1 октября 2026 года обязательной маркировке будут подлежать колбасные изделия. Также предусмотрен добровольный эксперимент для отработки механизмов маркировки, хотя конкретные сроки его проведения пока не уточняются.
Председатель правления Национального союза мясопереработчиков Юлия Панферова выразила мнение, что предлагаемая мера является избыточной. Несмотря на поддержку прозрачности рынка, она подчеркивает, что обязательная маркировка в текущих условиях создаст «непреодолимые барьеры» как для производителей, так и для потребителей.
Мы поддерживаем прозрачность рынка, но считаем, что введение маркировки сейчас создаст для нас непреодолимые барьеры и ударит не только по нам, но и по потребителям. Во-первых, это слишком сложно для нашей разнообразной отрасли, у нас отрасль из тысячи наименований. Мы производим продукцию в разных видах упаковки и оболочки. Наша отрасль гораздо сложнее, чем, например, молочная, и нам нужно будет придумывать индивидуальные подходы к маркировке для каждой группы товаров, для каждой оболочки, для различных видов упаковок. Считаем, что затраты будут значительно выше, чем в той же молочной или у табачной отраслей. У нас уже работает «Меркурий» — это система прослеживаемости: от сырья и до конечного продукта. И мы считаем, что «Честный знак» — это дублирование существующей системы, он просто будет создавать избыточную административную нагрузку. Самое главное — малый бизнес, особенно традиционная розница, которая, по нашим оценкам, составляет около 40%, а в регионах доля еще выше, будет просто не готов к цифровизации, то есть мясные лавки, мелкие магазины просто не потянут покупку лицензии 1С, сканеров и принтеров. Есть риск массового закрытия точек. Также думаем, что ряд продукции, в том числе уникальной, может исчезнуть с прилавков. Сейчас не время для новых расходов, с 2026 года у нас вырастает налоговая нагрузка, и получается, что одновременное введение маркировки — это двойной удар по нам и по традиционной торговле.
Панферова аргументирует свою позицию следующим:
- **Сложность отрасли**: Мясная промышленность крайне разнообразна, насчитывает тысячи наименований продукции в различных видах упаковки и оболочки, что значительно сложнее, чем в молочной или табачной отраслях. Это потребует разработки индивидуальных решений для каждой категории товаров.
- **Высокие затраты**: Предполагается, что издержки на внедрение маркировки будут значительно выше, чем в других отраслях.
- **Дублирование систем**: Уже действующая система прослеживаемости «Меркурий» обеспечивает контроль от сырья до конечного продукта, делая «Честный знак» избыточным и создающим дополнительную административную нагрузку.
- **Угроза малому бизнесу**: Традиционная розница, составляющая около 40% рынка (и более в регионах), не готова к цифровизации. Мелкие мясные лавки и магазины не смогут позволить себе необходимое оборудование (лицензии 1С, сканеры, принтеры), что может привести к массовому закрытию торговых точек и исчезновению с прилавков уникальных видов продукции.
- **Несвоевременность**: Введение маркировки совпадает с ростом налоговой нагрузки с 2026 года, что, по словам Панферовой, станет «двойным ударом» по отрасли и торговле.
Полноценный поэкземплярный учет мясной продукции через систему маркировки планируется ввести через три года. В Минпромторге уверены, что данный шаг поможет сократить объемы незаконного оборота на рынке мясных изделий, доля которого, по данным ведомства, в 2024 году достигла 18%.