
Согласно предварительным данным расследования, причиной катастрофы стало прекращение подачи топлива в двигатели лайнера вскоре после взлета. Самолет выполнял рейс из Ахмедабада в Лондон. В результате падения погибло свыше 270 человек.

Индийские органы расследования представили предварительный отчет о падении пассажирского самолета Boeing Dreamliner компании Air India. Лайнер, направлявшийся в Лондон, разбился вскоре после взлета, упав на жилые строения. В катастрофе погибло более 270 человек, лишь одному пассажиру удалось выжить.
Согласно документу, опубликованному спустя месяц после происшествия, через три секунды после отрыва от земли переключатели топливной системы двигателей были отключены, что привело к прекращению подачи топлива.
Лайнер немедленно начал терять мощность двигателей и снижаться. Пилоты сообщали об отключении переключателей подачи топлива. Эти переключатели стандартно применяются для запуска и останова двигателей на земле. Поскольку подача топлива была прекращена, двигатели потеряли необходимую тягу.
В отчете отмечается, что на записи переговоров экипажа перед крушением слышен диалог, в котором один пилот спрашивает другого о причинах нажатия тумблера и перекрытия топлива. Второй пилот отрицает, что совершал это действие.
На месте падения оба топливных переключателя были найдены в положении «включено». Тем не менее, отчет указывает на признаки их активации незадолго до удара о землю, на малой высоте.
Согласно докладу, в момент столкновения с землей один двигатель начал развивать тягу, а второй был запущен, но еще не вышел на рабочий режим.
Отчет вызывает вопросы относительно расположения ключевых переключателей топливной системы, но при этом, по данным Reuters, не указывает на явную вину корпорации Boeing или производителя двигателей. Следователи подчеркивают, что расследование продолжается, и окончательные причины катастрофы пока не установлены.
В документе указано: «На данном этапе мы не можем дать какие-либо рекомендации эксплуатантам и производителям самолета Boeing 787 Dreamliner и его силовых установок». Это может свидетельствовать об отсутствии выявленных существенных технических неисправностей лайнера.
Перевод топливных переключателей в положение «выключено» мгновенно останавливает двигатели. Такая процедура обычно выполняется после посадки или в экстренных случаях, например, при пожаре двигателя. Комментирует Алексей Базеев, старший пилот-инструктор авиакомпании «Регион Авиа» и инструктор московского тренажерного центра Boeing:
«На Boeing-737, который я знаю, стандартная процедура запуска двигателя перед началом полетов. То есть, когда пассажиры на борту, запускается двигатель, и дальше начинается выполнение полета. Вот при запуске двигателей и потом, когда полет выполнен, зарулили на стоянку, двигатели выключают, и пассажиров высаживают. Это одна процедура — там есть определенные действия, которые управляют подачей топлива. А есть аварийная: там есть специальные рычаги аварийной остановки. Допустим, с двигателем что-то случилось в полете, то есть этот аварийный рычаг — на нем все завязано, чтобы в аварийной ситуации не тыкать по всем кнопкам, а отключать системы, предусмотренные при стандартном отключении двигателя.
Дело в том, что сейчас кругом автоматика. 787-й — это самый последний Boeing, и поэтому там все может быть завязано на бортовой компьютер. И что в аварийной ситуации, что в стандартной — отключение двигателя, там системы могут работать одинаково, и не определишь, какое отключение было. Но, естественно, так не может быть, что сначала они ткнули, выключили двигатели. Я понимаю — один, но два-то сразу нельзя. Чтобы два — это надо уже целенаправленно действовать.
И потом там не один пилот, а два в кабине. А раз ни один, ни второй не поняли, что случилось, — это явно отказ где-то в автоматике. И поэтому вполне может быть, что электроника где-то получила или лишний сигнал, или наоборот. Короче, в электротехнике всего два дефекта: или есть контакт, где он не нужен, или нет контакта, где он нужен. И вот здесь прошел сигнал, получился контакт там, где он не нужен, и эти краны перекрыли подачу топлива. А потом этот глюк пропал, и подача топлива восстановилась, но было уже поздно. Там есть запись разговоров, и один у другого спрашивает: «А чего случилось?» — вот это как раз и говорит о том, что что-то там с электроникой. И эту подачу топлива прекратила автоматика. Один двигатель, даже если его случайно отключили, — ничего бы не было. А тут отключились оба».
Андрей Литвинов, командир Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот», отмечает, что топливные краны не могут отключиться самопроизвольно, так как они имеют фиксацию:
— Когда двигатель запускаешь на земле, то эти краны поднимаешь. Это не как выключатель: «вкл./выкл.», — на себя его тянешь, потом он фиксируется, и просто так он выключиться не сможет — он зафиксирован. Падение оборотов возможно, поэтому по технологии, если происходит падение оборотов, там написано в руководстве этого Boeing, что надо сначала поставить в выключенное положение, а потом опять включить эти краны. Но это никак не делается на взлете. То есть это где-то на эшелоне, где-то на высоте. А на взлете делать такие вещи — это нецелесообразно, потому что двигатель не успеет выйти на режим. Я сомневаюсь, что эти краны выключились сами, это невозможно.
— То есть вы думаете, что все-таки скорее похоже на действие пилота?
— Делать что-то молча в кабине по технологии строго запрещено, особенно трогать топливные краны. Всегда, когда мы тренируемся на тренажере, всегда надо подтверждать свои действия: ты поворачиваешься ко второму пилоту и говоришь: «конфирм», он говорит: «конфирм», проверяет, чекает тебя и тогда подтверждает твои действия. Если он это сделал самостоятельно, это грубейшее нарушение технологии.
— Ошибку компьютера, если там автоматика как-то заклинила, вы не рассматриваете?
— Возможно. Потому что просто так падение оборотов двигателя не бывает. Естественно, раз они упали — падение оборотов было. Но мы сейчас с вами говорим о действии, связанном с топливными кранами. Они не могут сами отключиться — они фиксируются, иначе они не имеют смысла. А падение оборотов возможно по другим причинам, не по причине того, что сдвинули эти выключатели. То есть там другая какая-то причина есть. Может быть, это пилот сделал, мы не знаем, может, он боялся сознаться. Поэтому надо обязательно дождаться расследования. Но это же самоубийство, зачем это делать? Они летели с шасси — шасси убираются сразу после отрыва. То есть уже было видно, что идет какое-то нарушение технологии.
— То есть, получается, к самому Boeing вопросов, видимо, нет?
— Посмотрим. Мы же не знаем, почему падение оборотов произошло. Пока вопросы ко всем.
Катастрофа произошла вечером 12 июня в Индии. Самолет с 242 людьми на борту (включая 12 членов экипажа) упал на жилой район. Среди жертв трагедии — прохожие и студенты местного колледжа, находившиеся в столовой. Общее число погибших превысило 270 человек. Граждан России среди них не было. Единственным выжившим оказался 40-летний подданный Великобритании, сидевший на месте 11A в передней части лайнера.