Законопроект о так называемой «российской винной полке» в ближайшее время будет представлен на рассмотрение Государственной Думы. Заместитель министра промышленности и торговли Роман Чекушов сообщил, что документ уже прошел все необходимые согласования. Инициатива предусматривает обязательную долю отечественного вина в розничной торговле и общественном питании, составляющую не менее 20% от общего объема продаж.

Однако, как отмечает Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort, на практике в крупных торговых сетях этот показатель уже вдвое выше.

Фото Александра Липилина

Александр Липилин
исполнительный директор виноторговой компании Fort

«Если мы говорим про супермаркеты, это около 50% — в зависимости от формата супермаркета, от его ориентированности на ту или иную категорию. Но в среднем где-то 50%. И это сообразно продажам: 50-60% по рынку в целом с полки — это уже российские вина. Если мы говорим про специализированные магазины, про алкомаркеты и винотеки, тут опять же зависит от формата. Если мы говорим про средний и нижний ценовой сегмент — небольшие алкомаркеты у дома, — там тоже примерно 50% на 50%. Причем в последние год-два доля российских вин растет, но это обусловлено в основном ценовыми факторами, потому что российские вина в целом более доступны в этой категории».

В отличие от масс-маркета, в премиальных винотеках по-прежнему преобладает импортная продукция. В ценовом сегменте до 1000 рублей импортных вин практически не осталось, за исключением акционных предложений. Александр Липилин уверен, что российские вина продолжат вытеснять импортные в рознице даже без новых законодательных мер, просто за счет уже принятых решений и сложившейся инерции рынка.

О ситуации на ресторанном рынке высказался Дмитрий Азаров, совладелец сети ресторанов «Сыроварня»:

«Если будет обязательное присутствие в карте 20% вин, не знаю, хватит ли объема, потому что объемы российского вина пока достаточно ограниченны, насколько я знаю. Что касается качества вина, то когда начались трудности три года назад, мы для «Сыроварни», для нашей основной сети, провели огромное количество дегустаций, отобрали с нашими партнерами коллекцию российских вин и были приятно удивлены качеством и разнообразием. Есть из чего выбирать. С качеством точно проблем нет, на мой взгляд. Хотя для большинства клиентов, по крайней мере пока, лейбл важнее, чем вкус. Поэтому, может быть, у кого-то еще есть недоверие. Что касается ценовой политики, в сегменте дешевых вин, думаю, ситуация сложнее, а в среднем и премиальном сегментах — лучше. У нас линейка премиальных вин очень достойная, и мы, не дожидаясь каких-то указов, выделили в винной карте специальное место для российских вин еще три года назад.

— В вашем объеме российское вино какую часть занимает?

— Я в процентах не считал, но думаю, что не меньше 20%.

Минпромторг уже объявил о планах поэтапного увеличения доли отечественной продукции на «российской полке». Применительно к вину, эксперты все чаще отмечают растущий интерес к нему как со стороны рестораторов и продавцов, так и, что наиболее важно, со стороны потребителей, которые активно пробуют и оценивают российские образцы.