Заморозка цен на борщевой набор: новый механизм и риски для поставщиков

Общественный новости » Заморозка цен на борщевой набор: новый механизм и риски для поставщиков
Preview Заморозка цен на борщевой набор: новый механизм и риски для поставщиков

Правительство готовит меры по регулированию стоимости продуктов первой необходимости

Ингредиенты для борщевого набора: свекла, капуста, морковь, картофель, лук

Иллюстративное фото

Правительство России активно рассматривает возможность фиксации цен на ряд социально значимых продуктов питания, включая так называемый “борщевой набор”. Эта инициатива, предполагающая заключение прямых долгосрочных договоров между поставщиками и торговыми сетями, призвана стабилизировать стоимость базовых продуктов.

Идея регулирования цен через заморозку была предложена Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) менее недели назад. Аналитики ЦМАКП призвали власти не полагаться только на временное сезонное снижение инфляции, а принять более решительные меры для борьбы с ростом цен. Однако эта инициатива не получила широкой поддержки среди большинства рыночных экспертов, которые предупреждали, что подобные административные методы ранее приводили лишь к дальнейшему повышению цен.

Тем не менее, предложение ЦМАКП, по всей видимости, нашло отклик в правительстве. Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли, а также Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активно прорабатывают данный механизм регулирования.

Ключевые аспекты предлагаемой системы:

  • Список регулируемых продуктов будет определять правительство.
  • Регулирование предусматривает не прямую фиксацию цен на полках магазинов, а установление “ценового коридора” — диапазона отпускных цен для поставщиков.
  • Формульное ценообразование должно учитывать интересы как аграриев, так и торговых сетей.
  • ФАС совместно с Минпромторгом будет контролировать соблюдение фиксированных цен при заключении и исполнении договоров.
  • Обязательное условие: не менее 80% объемов продукции торговые сети и маркетплейсы должны закупать в рамках этого ценового коридора по долгосрочным контрактам, а оставшиеся 20% — по своему усмотрению, в том числе через тендеры.

ФАС полностью поддерживает этот механизм, считая, что он поможет сгладить сезонные ценовые колебания и предотвратить резкие скачки. Фермерские ассоциации также не возражают против долгосрочных соглашений на 3-5 лет, но настаивают на создании отдельной структуры для контроля за формированием себестоимости и прибыльности продукции.

Однако Ассоциация компаний розничной торговли выражает некоторые опасения. Если установленная на 3-5 лет цена окажется неверной, это может негативно сказаться как на поставщиках, так и на торговле.

Производители продуктов питания не в восторге от очередных попыток административного регулирования. Они отмечают отсутствие аналогичного контроля за ценами на строительные материалы, тогда как их отрасль сталкивается с борьбой за каждую копейку. Фермеры опасаются, что при наличии “ценового коридора” торговые сети будут стремиться закупать продукцию по минимально разрешенным ценам, а продавать по максимально допустимым.

Председатель правления Ассоциации экспертов рыночного ритейла Андрей Карпов уверяет, что торговые сети, конечно, пойдут навстречу правительству в вопросах самоограничения цен. Однако он подчеркивает, что розница и без того поддерживает минимальные торговые наценки на социально значимые продукты. Он привел пример с яйцами: когда поставщики продавали их по 200 рублей за десяток, на полках магазинов они стоили 150 рублей. Разница в издержках компенсируется за счет увеличения цен на другие товары, например, из премиум-сегмента, что разрешено законом. Карпов задается вопросом, как компенсировать убытки от низких наценок, если даже за подорожавшие на 9 рублей пакеты для продуктов общественность обвиняет ритейлеров в чрезмерной марже.

Собеседник выразил сомнения в способности долгосрочных договоров сбалансировать цены на потребительском рынке. Он отметил, что текущее снижение цен на яйца до 30-35 рублей за десяток обусловлено перепроизводством, и никто не может предсказать будущие проблемы в отрасли, которые могут повлиять на себестоимость.

Светлана Ильяшенко, доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова, считает инициативу по заморозке цен крайней мерой социальной поддержки. Её преимущество — немедленное, хотя и временное, сдерживание инфляции и защита населения. Однако, как показывает исторический опыт, подобные меры несут значительные макроэкономические и микроэкономические риски: дефицит, снижение качества продукции, сокращение предложения, искажение рыночных механизмов и усиление давления на бизнес. Эксперт подчеркивает, что успех этой инициативы зависит от деталей её реализации (механизмы компенсации для производителей и ритейла, контроль качества, борьба с дефицитом и спекуляциями) и срока действия. Длительная заморозка (например, до конца 2026 года) значительно увеличивает вероятность негативных последствий. Если фиксированные цены окажутся ниже себестоимости или рыночной стоимости сырья и логистики, производители и ритейлеры могут сократить поставки или вывести товары из ассортимента, что приведёт к дефициту. Кроме того, обеспечение контроля за “заморозкой” на всей территории страны для широкого перечня товаров требует огромных усилий контролирующих органов.