
Правительство готовит меры по регулированию стоимости продуктов первой необходимости
Иллюстративное фото
Правительство России активно рассматривает возможность фиксации цен на ряд социально значимых продуктов питания, включая так называемый “борщевой набор”. Эта инициатива, предполагающая заключение прямых долгосрочных договоров между поставщиками и торговыми сетями, призвана стабилизировать стоимость базовых продуктов.
Идея регулирования цен через заморозку была предложена Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) менее недели назад. Аналитики ЦМАКП призвали власти не полагаться только на временное сезонное снижение инфляции, а принять более решительные меры для борьбы с ростом цен. Однако эта инициатива не получила широкой поддержки среди большинства рыночных экспертов, которые предупреждали, что подобные административные методы ранее приводили лишь к дальнейшему повышению цен.
Тем не менее, предложение ЦМАКП, по всей видимости, нашло отклик в правительстве. Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли, а также Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активно прорабатывают данный механизм регулирования.
Ключевые аспекты предлагаемой системы:
- Список регулируемых продуктов будет определять правительство.
- Регулирование предусматривает не прямую фиксацию цен на полках магазинов, а установление “ценового коридора” — диапазона отпускных цен для поставщиков.
- Формульное ценообразование должно учитывать интересы как аграриев, так и торговых сетей.
- ФАС совместно с Минпромторгом будет контролировать соблюдение фиксированных цен при заключении и исполнении договоров.
- Обязательное условие: не менее 80% объемов продукции торговые сети и маркетплейсы должны закупать в рамках этого ценового коридора по долгосрочным контрактам, а оставшиеся 20% — по своему усмотрению, в том числе через тендеры.
ФАС полностью поддерживает этот механизм, считая, что он поможет сгладить сезонные ценовые колебания и предотвратить резкие скачки. Фермерские ассоциации также не возражают против долгосрочных соглашений на 3-5 лет, но настаивают на создании отдельной структуры для контроля за формированием себестоимости и прибыльности продукции.
Однако Ассоциация компаний розничной торговли выражает некоторые опасения. Если установленная на 3-5 лет цена окажется неверной, это может негативно сказаться как на поставщиках, так и на торговле.
Производители продуктов питания не в восторге от очередных попыток административного регулирования. Они отмечают отсутствие аналогичного контроля за ценами на строительные материалы, тогда как их отрасль сталкивается с борьбой за каждую копейку. Фермеры опасаются, что при наличии “ценового коридора” торговые сети будут стремиться закупать продукцию по минимально разрешенным ценам, а продавать по максимально допустимым.
Председатель правления Ассоциации экспертов рыночного ритейла Андрей Карпов уверяет, что торговые сети, конечно, пойдут навстречу правительству в вопросах самоограничения цен. Однако он подчеркивает, что розница и без того поддерживает минимальные торговые наценки на социально значимые продукты. Он привел пример с яйцами: когда поставщики продавали их по 200 рублей за десяток, на полках магазинов они стоили 150 рублей. Разница в издержках компенсируется за счет увеличения цен на другие товары, например, из премиум-сегмента, что разрешено законом. Карпов задается вопросом, как компенсировать убытки от низких наценок, если даже за подорожавшие на 9 рублей пакеты для продуктов общественность обвиняет ритейлеров в чрезмерной марже.
Собеседник выразил сомнения в способности долгосрочных договоров сбалансировать цены на потребительском рынке. Он отметил, что текущее снижение цен на яйца до 30-35 рублей за десяток обусловлено перепроизводством, и никто не может предсказать будущие проблемы в отрасли, которые могут повлиять на себестоимость.
Светлана Ильяшенко, доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова, считает инициативу по заморозке цен крайней мерой социальной поддержки. Её преимущество — немедленное, хотя и временное, сдерживание инфляции и защита населения. Однако, как показывает исторический опыт, подобные меры несут значительные макроэкономические и микроэкономические риски: дефицит, снижение качества продукции, сокращение предложения, искажение рыночных механизмов и усиление давления на бизнес. Эксперт подчеркивает, что успех этой инициативы зависит от деталей её реализации (механизмы компенсации для производителей и ритейла, контроль качества, борьба с дефицитом и спекуляциями) и срока действия. Длительная заморозка (например, до конца 2026 года) значительно увеличивает вероятность негативных последствий. Если фиксированные цены окажутся ниже себестоимости или рыночной стоимости сырья и логистики, производители и ритейлеры могут сократить поставки или вывести товары из ассортимента, что приведёт к дефициту. Кроме того, обеспечение контроля за “заморозкой” на всей территории страны для широкого перечня товаров требует огромных усилий контролирующих органов.