Для наращивания сырьевых резервов необходимы налоговая реформа и стабильно высокие цены на нефть.
Фото: Геннадий Черкасов
Согласно актуальным оценкам, подтвержденные и экономически выгодные запасы нефти в России достигают 13 миллиардов тонн. При текущих объемах добычи этого ресурса хватит примерно на 25 лет. Для наращивания сырьевой базы страны ключевым фактором является пересмотр налоговой политики и поддержание цен на нефть выше отметки в 70 долларов за баррель.
Хотя формально Россия располагает нефтяными запасами на многие десятилетия, их полноценное использование возможно только при условии постоянной геологоразведки и восполнения ресурсной базы сырьевыми компаниями. В противном случае, по словам главы Федерального агентства по недропользованию Олега Казанова, страна будет вынуждена полагаться лишь на оценочные объемы уже выявленных месторождений, которые составляют около 31 миллиарда тонн. Из них доказанные, то есть готовые к разработке, запасы оцениваются в 19 миллиардов тонн, но только 13 миллиардов тонн являются рентабельными для коммерческой добычи в текущих экономических условиях и при действующей налоговой системе. При текущих темпах добычи этого объема хватит на 25 лет. Для поддержания стабильной добычи до конца века необходимо постоянно иметь резерв в 15 миллиардов тонн рентабельных запасов, что подчеркивает критическую важность непрерывной геологоразведки.
Необходимость открытия новых месторождений
Представленные Федеральным агентством по недропользованию данные соответствуют Энергетической стратегии России до 2050 года, принятой правительством в апреле. Согласно этому документу, добыча нефти в стране в ближайшие 25 лет должна не только оставаться на нынешнем уровне, но и увеличиться с 516 до 540 миллионов тонн.
Цели, определенные для нефтегазовой отрасли, представляются достижимыми, хотя прогнозные показатели могут корректироваться в ходе их реализации. Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов поясняет, что «доказанные» или «подготовленные» запасы подразумевают наличие всей необходимой геологоразведочной и технической информации, а также разрешений для скорейшего начала эксплуатации. В то же время, предварительно оцененные ресурсы требуют дополнительных исследований, проектирования инфраструктуры и бурения, и их окончательный подтвержденный объем может быть ниже первоначальных оценок.
Значительное финансовое обеспечение критически важно для увеличения доступных для разработки запасов. Экономист Андрей Лобода отмечает, что 2024 год стал весьма продуктивным для добывающей отрасли: было открыто 39 новых месторождений, что, по данным Минприроды, обеспечило прирост запасов нефти более чем на 58 миллионов тонн. Общий прирост извлекаемых запасов всех категорий жидких углеводородов (включая газовый конденсат) достиг 592 миллионов тонн. Это стало возможным благодаря рекордным инвестициям в геологоразведку в размере 450 миллиардов рублей (с учетом твердых полезных ископаемых). Для сравнения, в 2023 году этот показатель составлял 550 миллионов тонн при меньших затратах. Правительство возлагает надежды на сохранение высокого уровня инвестиций в текущем и последующих годах, что требует стабильной цены на нефть выше 70 долларов за баррель.
Влияние налогов на истощение запасов
Укреплению сырьевой базы России могут препятствовать не только финансовые трудности, но и внутренняя налоговая политика, механизмы которой нуждаются в доработке. В частности, комбинированная фискальная нагрузка, включающая НДПИ, налог на дополнительный доход и экспортные пошлины, эффективно применяется на крупных, легкодоступных месторождениях, но не способствует инвестициям в трудноизвлекаемые запасы. Аналитик Чернов объясняет, что при унифицированных налогах проекты с высокими капитальными затратами (CAPEX) и длительным сроком окупаемости становятся экономически невыгодными. Себестоимость добычи на большинстве сухопутных месторождений России составляет около 20 долларов за баррель, в то время как на арктических и шельфовых проектах CAPEX может превышать 80 долларов за баррель.
Для создания более справедливых условий разработки высокозатратных месторождений эксперты предлагают дифференцировать НДПИ или внедрить специальный налоговый режим. Он мог бы включать снижение налога на добычу, предоставление фискальных кредитов и ускоренную амортизацию. Также рекомендуется ввести инвестиционные вычеты и стимулы для геологоразведки (например, частичное возмещение затрат), а также разработать гибкую систему экспортных пошлин с пониженными ставками для трудноизвлекаемых проектов.
Однако реализация таких изменений осложняется значительной зависимостью государственного бюджета от доходов от сырьевого сектора (в первой половине 2025 года нефтегазовые доходы составили почти 27% казны). Юридические и бюрократические преграды также замедляют реформы, поскольку требуют согласования интересов различных ведомств — Минфина, Минэнерго, Роснедр и самих нефтяных компаний, что часто приводит к разногласиям.
Андрей Лобода предупреждает, что текущие условия в отрасли могут привести к «стресс-сценарию» Энергетической стратегии-2050, при котором добыча нефти в России к середине века снизится до 170 миллионов тонн. Впрочем, в таком случае даже существующих подготовленных запасов «черного золота» хватило бы до конца столетия.
Для справки
Различные международные организации предоставляют существенно отличающиеся оценки запасов нефти в России. Эти расхождения объясняются использованием различных методологий и критериев, учитывающих или не учитывающих нетрадиционные залежи, такие как битуминозные пески или сланцевые резервы. Так, по данным Управления энергетической информации США (EIA) и норвежской компании Rystad Energy, на 2024 год доказанные запасы нефти в России оценивались в 58 миллиардов баррелей (7,6 миллиарда тонн), а потенциальные — в 80 миллиардов баррелей (11 миллиардов тонн).
